В Казахстане хотят ввести институт омбудсмена по защите прав потребителей, а бизнес могут обязать платить в общественные объединения за защиту прав потребителей. Такие нормы предусмотрены в законопроекте, который сейчас находится на обсуждении.

Корреспондент редакции Biz.kz побеседовал с одним из разработчиков документа – заместителем председателя Комитета по защите прав потребителей Сериком Кусаиновым и сделал обзор самых интересных моментов.

В первую очередь, будет меняться механизм подачи жалоб. Это связано с большим возвратом исков в судах. Теперь этап обращения потребителя в государственный орган в случае споров станет необязательным.

«Почему? Во-первых, сейчас действует мораторий, который реально препятствует потребителю задействовать госорган в этом процессе. Кроме того, там идёт спор между гражданином и предпринимателем. И госорган никак не должен “влезать” в этот спор и пытаться разобраться, чтобы кого-то поставить “на место”. Таким образом, вторым этапом будет обращение в суд. Этот механизм, на наш взгляд, проще и короче для потребителей», – говорит Серик Кусаинов.

Разработчик также отмечает, что вместо суда можно будет обращаться к медиаторам. Правда, их услуги более дорогие, нежели судебные. Обычно они принимают решение в более короткие сроки, и оно также обязательно к исполнению.

Серик Кусаинов

Второй момент, который уже вызвал возмущение в бизнес-сообществе – взыскание штрафов в пользу общественных институтов.

«К примеру, общественное объединение потребителей, которое является институтом по защите их прав, решило обратиться с иском в гражданский суд. Если в суде выясняется, что бизнесмен не прав, нарушил права потребителя, а суд это подтвердил, то мы планируем, что в новом законе появится норма, что в пользу общественного объединения дополнительно с субъекта предпринимательства будет взыскиваться штраф. За свою упёртость, скажем простыми словами. То, что он не захотел досудебно решить вопрос, он потом ещё заплатит из своего кармана», – говорит Серик Кусаинов.

Предполагается, что штрафы будут ступенчатые, в зависимости от возмещаемой потребителю суммы.

При этом законотворец заявил, что это не двойной штраф.

«Первое – это будет восстановление нарушенных прав потребителя – решение о взыскании какой-то суммы или обязать принять какие-то действия: поменять стиральную машину, например, или заново произвести ремонт в квартире. И наряду с этим с него будет ещё взыскан штраф в пользу истца – общественного объединения за то, что добровольно не разрешил потребительский спор», – поясняет Серик Кусаинов.

Таким образом, предполагают в Комитете, это будет стимулировать общественные объединения защищать интересы потребителей, а во-вторых, являться дополнительным источником финансирования института.

Председатель правления Национальной лиги потребителей Светлана Романовская уверена: данные нормы пойдут на пользу для всех сторон.

Светлана Романовская

«Все боятся, говорят, что будут дополнительно наказывать бизнес, ещё что-то. Нет, экспертиза делается за счёт предпринимателя в присутствии потребителя, на основании действующего законодательства.

Если экспертиза покажет, что потребитель не прав, то тогда все. Тогда и потребителю не будет смысла идти с исковым заявлением в суд, потому что это дополнительные издержки. А если экспертиза скажет, что предприниматель не прав, то зачем идти с исковым заявлением в суд, если он и так не прав. Поговори с потребителем, узнай, чего он хочет и – вперёд.

Эта норма как раз предполагает, что если бизнес в досудебном порядке разберётся и поймёт, что он делает не так, то будет более конкурентоспособен. То есть это способствует тому, чтобы сели за стол переговоров и получили обратную связь по поводу предпочтений потребителей», – заключила Светлана Романовская.

Меруерт Шакенова,

Biz.kz