О будущих реформах, Институте парламентаризма и законодательных коллизиях редакция Toppress.kz побеседовала с директором Института парламентаризма Мансурханом Махамбетовым.
Напомним, Президент страны озвучил свою позицию: государственная власть должна служить интересам всего гражданского общества, а не отдельных олигархических групп.
«В этом суть проводимых конституционных реформ, которые кардинально меняют формат взаимодействия государства и общества. И этому же должны способствовать изменения в деятельности Парламента, укрепляющие его роль в успешной реализации концепции «слышащего государства», – сказал Мансурхан Махамбетов. – Конституционные реформы направлены, прежде всего, на повышение эффективности модели государственного управления, а развитие парламентаризма на то, чтобы дать импульс полноценной реализации конституционных ценностей. Центром правового регулирования, как известно, является человек, его права и свободы, его жизнь. Я бы даже сказал – его качественная жизнь».
Основа эффективности государственного управления – учет интересов каждого региона. И здесь значительна роль региональных депутатов и их активной позиции, считает он.
«Именно поэтому развитие системы парламентаризма в Казахстане направлено на усиление роли Парламента и, прежде всего, Мажилиса – через внедрение смешанной пропорционально-мажоритарной модели выборов и установления парламентского контроля за качеством исполнения республиканского бюджета. По факту конституционной реформы четче становится и ответственность депутатов. Ведь они будут представлять все регионы Казахстана и будут ответственны непосредственно перед гражданами, отдавшими за них свои голоса. Само усиление ответственности достигается через довольно простую систему отзыва депутатов избирателями. Уверен, что предложенная Главой государства парламентская модель по-новому выстроит деятельность главного представительного органа страны, а мажоритарная система выборов позволит сформировать сильные связи кандидата с его избирателями», – считает спикер.
Махамбетов уверен: выборы в парламент должны быть честными и прозрачными – это ключевой фактор, без которого никаких достижений и реформ не случится.
«На мой взгляд, одним из факторов, обеспечивающих честность выборов, является соразмерная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и незаконное вмешательство в работу избирательных комиссий. В настоящее время уголовным законодательством указанные деяния отнесены к проступкам, а не к преступлениям, т.е. за их совершение не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Во-вторых, сами избиратели должны подходить к своему выбору более ответственно и избирать своих депутатов по уровню компетентности, знаниям, умениям, настойчивости в решении проблемных вопросов. Если выборы депутатов будут честными и объективными и появятся грамотные парламентарии, которые будут душой болеть за свой край, это автоматически повлияет на ответственность акима и качество его работы. Более качественным станет и распределение бюджетных средств. Где нужна новая школа, где отремонтировать больницу, улучшить инфраструктурное благоустройство – все будет обсуждаться сообща», – продолжил собеседник.
Он также отметил, что реформа системы парламентаризма напрямую связана с формированием сильной системы местного самоуправления. Во многих странах мира местное самоуправление при прямом финансировании эффективно решает вопросы развития и благоустройства своих территорий.
«После январских событий стало совершенно очевидным, что наша страна для таких реформ созрела. Общество созрело. Нельзя сравнивать сегодняшнее состояние общества с тем, что было 5 лет назад. И даже с тем, что было два года назад! Казахстанское общество стало более политизировано, наши люди все активнее интересуются государственным управлением. Повторить пройденное – когда богатела совершенно небольшая группа людей, а большая часть населения просто выживала – народ уже никому не позволит», – подчеркнул он, отметив важность проведения президентских выборов уже после Конституционной реформы.
«Очевидно, что это подтверждение серьезности намерений Главы государства в проведении реформ, которые приведут наше государство к укреплению, а народ к благосостоянию. Касым-Жомарт Кемелевич не делает для себя исключения. Он намерен работать в тех же условиях, в которых будут работать и все последующие президенты. 7 лет – достаточный срок, чтобы проявить себя и осуществить задуманное», – сказал в этой связи Махамбетов.
Спикер также рассказал о самых значимых пробелах казахстанского законодательства, которые попали в зону внимания специалистов Института.
«Вот один пример. В 2020 году из статьи «Кража» УК РК в отдельную статью было выделено «скотокрадство». Была усилена ответственность за это преступление против собственности – скотокрадство отнесено к категории тяжких и особо тяжких преступлений. Однако при работе над статьей, был упущен один существенный момент – возврат украденного пострадавшему владельцу. Вопрос защиты частной собственности очень важен для страны, которая строит рыночную экономику. Мы, как эксперты, предлагаем концептуально изменить подход в возмещении ущерба по преступлениям, совершенным против собственности: чтобы органы уголовного преследования, а также суд, решали, прежде всего, вопрос о возмещении ущерба, а все, что останется, перечислялось бы в пользу государства в виде конфискации. Я еще раз повторюсь: сегодня этот вопрос является серьезным барьером притоку инвестиций. Инвестор, который собирается вложить деньги в бизнес на территории нашего государства, первым делом смотрит правовые вопросы защиты своей собственности», – резюмировал Махамбетов.