Буллинг в школах перестал быть чем-то экстраординарным. Почти каждый день в новостных лентах встречаются заголовки со словами «избили, оскорбили, унизили» в школе. А в роли жертв и насильников зачастую выступают дети. Как получилось, что это стало почти нормой в современном обществе, и что делать? На эти и другие вопросы корреспонденту Biz.kz попыталась ответить психолог частного центра Мария Гейн. 

– Мария, перечислите, пожалуйста, топ-3 проблем, с которыми к вам обращаются казахстанские подростки.

– В основном приходят ребята, которые имеют суицидальные мысли, поведение, признаки депрессивного состояния. Часто это бывает из-за буллинга, в том числе во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями. Ведь не всегда буллинг только от сверстников идет. Иногда педагоги перегибают палку, предвзято относятся к ученику. Далее, взаимоотношения с родителями. Определенные нарушения в воспитании приводят к неудовлетворительному эмоциональному состоянию детей. Из семейных взаимоотношений вытекает замкнутость. Ну и на третьем месте – дети, которые посещают спортивные кружки. У них перед стартом может быть тревога.

– Получается, буллинг в числе основных.

– Да, к сожалению, на сегодня это достаточно частое явление. И, если мы возьмем статистику моих клиентов, шесть человек из десяти точно придут из-за буллинга. Из них один – тот, кто подвергается предвзятому отношению со стороны учителей.

  Вообще, давайте обозначим, что такое буллинг. Это травля в группе, коллективе. В классе он возникает, как правило, из-за того, что есть один или два ребенка – заводилы, которые начинают это все, а другие просто поддерживают. Поэтому, по сути, буллят два человека. Они выбирают ребенка, которого будут буллить. Обычно того, кто слабее, по какому-то незначительному признаку. Например, все высокие, ты низкий, ты низкий, все высокие. Все без очков, ты в очках. То есть находят причину, чтобы донимать ребенка.

   Что нужно понять. Что эти дети, заводилы, имеют проблемы, которые они проецируют в школе, зачастую дома. И они приходят, отрываются на других детях. То есть, свое состояние проецируют, и начинают приставать до какого-то ребенка. 

– Самоутверждаются.

– Можно сказать и так. А другие дети просто поддерживают.

– Как предотвратить буллинг?

– Классный руководитель, то есть человек, который находится постоянно рядом с детьми, должен выявить, что в классе что-то не то, кто то становится изгоем. Он должен либо сам это увидеть, либо ребенок, которого буллят, сообщить родителям, а родители донести учителю. Учитель, если понимает, что не может самостоятельно разрулить ситуацию, подключает школьного психолога. Школьный психолог выявляет заводил, одного или двух ребят. Продиагностировать, понять, в чем проблема. Если выясняется, что в семье какие-то проблемы, то школьный психолог подключает социального педагога, приглашают родителей детей. Школьный психолог диагностирует с помощью теста родительское отношение, выявляет нарушения в воспитании и предлагает им, например, корректировать. Начинается работа, непосредственно с ребятами заводилами, их родителями, и обязательно проводится работа с ребенком, которого буллили, чтобы устранить последствия. 

– А что в нашей реальности?

– Картина, к сожалению, очень плачевная. Приходят дети, родители обращаются к классному руководителю, что ребенка обижают, обзывают, а он говорит – вы такие проблемные, переведитесь тогда в другую школу. И начинается давление на родителей, мамы вроде пытаются защищать своего ребенка, а школа начинает давить в ответ. Получается, что школа воспринимает не буллинг как проблему, а этого ребенка, что является абсолютно неправильным. У меня был случай, я ходила в школу на собрание, где приглашали родители детей с двух конфликтных сторон. На этой встрече школа пыталась почему-то давить родителей тех, кого буллили. Мол, в наше время дети сами все решали, а вы лезете, и получается конфликт. То есть такую некомпетентную формулировку выстраивали. Хотя все это должен делать школьный психолог. 

    Бывает, что буллинг идет со стороны учителей, когда они предвзято относятся к ребенку. Есть такое понятие, как минимальные мозговые дисфункции. То есть, в определенной области мозга нейронные сети работают неправильно. И, чтобы какую-то операцию, которая должна производиться в этой области, мозг производил, у ребенка может страдать память, внимание, он будет немного рассеянный. После того, как он поработал, ему нужно отдохнуть чуть-чуть и восстановить силы. А учителя начинают к этому ребенку придираться, почему ничего не делаешь, смотришь в окно, почему, зачем.

  Даже после заключения врачей учителя продолжают такое поведение, говоря о том, что в наше время было по-другому, а сейчас вы родители, ищите у своих детей проблемы. На самом деле дети просто ленивые. И чаще всего заканчивается тем, что родители переводят ребенка в другую школу. Хотя учитель должен знать основы психологии.

– Какая обстановка в семьях у детей с девиантным поведением?

– Здесь 50 на 50. Есть родители, которые приходят, я им даю анкеты, выявляются какое то нарушение в воспитании, и родители не просто говорят о, мы исправим это обязательно, а они еще ходят на консультации, читают литературу, основательно что-то делают. Есть большое количество родителей, которые говорят: «У моего ребенка проблемы, вы его полечите». Некоторые убеждены, что проблема в ребенке и ничего не хотят менять. 

    А проблемы на самом деле разные. Самое распространенное – когда родитель очень авторитарен, то есть дома должна быть дисциплина, ребенок должен ходить по струнке. Соответственно, он будет либо чрезмерно тревожен, либо будет приходить и отрываться в школе. Потому что на него кричит родитель, он ему ответить не может, боится. Приходит в школу, и начинает эту агрессию проецировать на других.

    Также бывает, когда родителям не до ребенка. Они много работают, ребенок предоставлен сам себе, не имеет дома обязанностей, у него развивается дефицит социальной ответственности. Также родители могут обесценивать ребенка. Он приходит, рассказывает: «У меня это и это произошло», а родители говорят: «Это ерунда, ты еще маленький». Он начинает злиться и обижать других, потому что меня же не защищают, когда мне плохо. Но в основном за психологической помощью обращаются те семьи, ребенок которых подвергался буллингу. А у ребят-заводил родители настолько агрессивны, что не игнорируют любые советы. «Мой ребенок здоровый, все классно у него, и то, что он каких-то «лошар» напрягает – это их проблемы. Значит, надо было воспитывать по-другому». И ребенок копирует поведение мамы, такой же агрессивный, руки в карманы, что вы меня позвали. Отмечу, что заводилы выбирают не только по какому-то несущественному признаку, а чувствует, что жертва слабее намного. И эта слабость может быть признаком нарушения воспитания в семье. Например,  родители все делают за ребенка, опекают, обязанностей дома нет, потому что вдруг он будет мыть посуду и устанет. И ребенок вырастает, к жизни не приспособлен. За него дома все делают, в школу приходит, ему надо самому со всем справляться, и он начинает теряться. 

– Что говорят агрессоры на приемах?

– Заводилы ко мне не приходят, но приходят ребята, которым уже лет 17, и они вспоминают, что им стыдно за те или иные вещи. «Я буллил какого-то ребенка в школе. Отрывался, и мне очень стыдно». Когда его расспрашиваешь, почему так было, как ты себя чувствовал, тогда ребенок рассказывает, у меня родители дома разводились, мне было так плохо, я приходил в школу и почему-то отрывался на других. Так что заводилы – тоже пострадавшие дети. Поэтому психолог должен работать с ребенком, которого буллили, с ребенком, который буллит, и с родителями с обеих сторон.

– Что надо поменять, чтобы искоренить это явление?

– Нужно повысить качество психологической службы. Часто родители приходят и говорят, а с нами школьный психолог даже не поговорил ни разу. В школах нет материалов для диагностики, нет ни одной методики. Самостоятельно купить эту методику они не могут, потому что тест стоит около 80 тысяч тенге. Нужно, чтобы классные руководители были осознанными и выявляли данные случаи.

Меруерт Шакенова