Близится печальная дата – 90 лет массового голода в Республиках бывшего СССР. Как известно, казахский народ понес самые тяжелые людские потери в период сталинской коллективизации. По современным данным, в 1931-33-м годах погибло примерно две трети казахов. Такие данные приводит НИИ «Алаш». То есть, Казахстан пострадал сильнее, чем все другие республики Советского Союза. Этот факт признан и международными организациями. В том числе и Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Причем большевики уничтожали людей не только в Казахстане, но и за его пределами, прежде всего в других регионах Центральной Азии, а также в РСФСР.
Ученые до сих пор спорят о причинах той беспрецедентной катастрофы. Однако многие исследователи вольно или невольно все еще остаются в плену устаревших представлений о Великом голоде. Его в нашем народе принято называть Ашаршылык. Одним из главных заблуждений является мнение о том, что массовый голод стал следствием только непродуманной аграрной политики Москвы, некомпетентностью руководителей советских республик и автономий, роковым стечением обстоятельств.
В своем исследовании этой проблемы, я пришел к выводу, что Голод в Казахстане в начале 30-ых годов был организован умышленно. К сожалению, многие документы сталинской эпохи еще не доступны для изучения. Поэтому едва ли не единственный метод исследования – это открытые источники. Причем не только научная литература, но и мемуарная. Казахстанский историк Жамбыл Артыкбаев писал: «Богатые природные ресурсы Казахстана предусматривали создание здесь развитой индустриальной базы. Казахи, как кочевники-скотоводы не вписывались в систему социалистического Казахстана. Именно поэтому Голощекин, с согласия Сталина, выбрал те методы коллективизации, которые не могли не вызвать полный развал традиционного хозяйства и фактическое вымирание целого народа. Так был взят курс на широкомасштабный геноцид».
Так кто же такой Голощекин? О нем трудно сразу что-то найти, кроме короткой биографической справки из старых энциклопедий. А ведь этот большевик почти восемь лет с 1925-го по 1933-ий год руководил Казахстаном (в то время Автономный Край в составе РСФСР). Именно под его непосредственным руководством осуществлялась насильственная коллективизация, которая и привела к неисчислимым страданиям казахского народа. Парадоксально, но факт – вот уже 30 лет Казахстан является независимым государством, тем не менее, у нас до сих пор нет научных трудов, посвященных личности Филиппа Исаевича Голощекина. Если бы наши ученые-историки тщательно изучили биографию этого большевистского деятеля, ближайшего друга и соратника самого И.В.Сталина, который пришел в революцию при поддержке В.И.Ленина и Я.М.Свердлова, то считаю, что многие вопросы нашей новейшей истории уже были бы давно решены.
26 февраля 1876-го года в г.Невель (ныне Российская Федерация) в мелкобуржуазной еврейской семье Ицка Куковича родился сын, которого назвали Шая. Став молодым революционером, он изменил свою фамилию на Голощекин. Вероятно, Голощекий – это прозвище его отца или деда, которые как все хассиды-хабадники, носили пышные бороды. Имя-отчество Шая Ицкович он в молодости, в целях конспирации, сменил на Филиппа Исаевича. Сразу следует отметить, что невельщина имеет чрезвычайно сложную историю. В разные эпохи регион неоднократно менял своих хозяев. После очередного раздела Польши он отошел к Российской империи. В начале ХIX века в невельщине компактно проживало множество семей польских евреев. В основном, они селились в сельской местности и занимались мелкой торговлей и ремеслами. Невельские евреи были хабадниками (такое религиозное течение) и подчинялись Любавичевскому реббе. И в те времена они терпели различные притеснения. Прежде всего, из-за своей принадлежности к иудейской вере. Невельские евреи жили за «чертой оседлости», ближе которой нельзя было селиться к российской столице.
В 1824-м году с диаспорой случилось большое несчастье. Российские власти решили пересилить всех иудеев в города, «дабы привить им полезные занятия». Из-за каких-то предрассудков считалось, что евреи причиняют своей деятельностью большой вред местному (белорусскому) крестьянству. По сути, евреев согнали в гетто. Были ли эти действия властей непродуманными? Или же все-таки имел место злой умысел, направленный на сокращение иудейского населения? Сейчас пока трудно сказать. Эта тема еще ждет своего исследователя. Известно, решение властей имели весьма плачевные последствия. Исследователь из Великобритании Майкл Роуз изучал историю Невеля, откуда в начале прошлого века уехали в Лондон его предки. В 1999-м году он писал: «Историком еврейства Дубновым описана «безжалостная жестокость», проявленная местными властями в 1824 году. Дубнов выделяет Невель, как город, где евреи страдали особенно жестоко: «Кучи несчастных беженцев ринулись в перенаселенные города и местечка. Там видно было, как они бродят без цели по улицам, раздетые до одного белья. Жили они ужасно тесно – до десяти человек в одной комнате. В синагоге они лежали прижавшись, а многие, не успев найти себе приюта, остались на улице перед зимними холодами. Среди них начали распространяться заболевания, возрастала смертность, особенно в городе Невель». Далее Дубнов рассказывает о том, как губернатор Белоруссии Хованский был таким зрелищем так тронут, что он посоветовал совету министров приостановить высылки».
Зная об этих трагических событиях из рассказов старших, Голощекин еще с юных лет понимал, что отрыв сельчан от привычного уклада жизни неизбежно приводит к высокой смертности от болезней и голода. Люди просто остаются без средств к существованию! Работая уже в Казахстане Филипп Исаевич смог применить опыт российского царизма по искусственному сокращению численности «ненужных» народов. Важный этап формирования личности автора «Малого Октября» пришелся на конец ХIX века, когда он окончил иудейскую школу, а затем и получил специальность зубного техника. Ицк Кукович имел мясную лавку и лесопилку, кроме того, был подрядчиком. Следовательно, он мог привить своему сыну навыки руководителя и мясника. Все это Филиппу Исаевичу пригодится в будущем.
Здесь я не стану рассказывать о Великом Голоде. Слишком большая тема. Мы знаем, что Голощекина расстреляли в 1941 году. Однако, документального подтверждения этого нам никто не предъявлял. Более того, некоторые сведения из мемуаров, а также сопоставление более поздних дат и событий, позволяют предположить, что автор «Малого Октября» ещё долго вполне благополучно жил и здравствовал. Писатель Аким Тарази вспоминал, что в начале 60-ых годов некие армяне предлагали ему…познакомиться с Голощекиным! По их словам, наш палач усыновил казахского мальчика и жил с ним в Алма-Ате до самой своей смерти в 1965-ом году. В любом случае, в 1961-ом году при убежденном троцкисте Н.Хрущёве, через пять лет после XX Съезда, Голощекин был полностью реабилитирован. Сейчас, формально он является невинной жертвой сталинского беззакония! А это означает, что каждый год, 31 мая, вспоминая жертв массовых политических репрессий, мы чтим и память главного организатора тотального геноцида казахов тоже. Вот такой парадокс!
P.S. В 2013-м году на одном из «круглых столов», посвященных Ашаршылык, генеральный директор Национального архива РК Марат Абсеметов сообщил, что только вокруг нашей столицы есть как минимум 27(!) массовых захоронений, появившихся во время Голода начала 30-ых годов. О местонахождении лишь 6-ти из них известно общественности. Прошли годы, но ничего не сделано для того, чтобы хотя бы просто обозначить эти массовые захоронения. Такое поведение для казахов, которые всегда бережно чтили память своих предков, весьма нехарактерно.
Данияр Ишангали