Кто они – сегодняшние студенты, которые будут строить будущее страны завтра? С каким проблемами чаще всего обращаются молодые люди к психологам и какие опасности может таить за собой резкая смена поведения? Эти и другие вопросы редакция Biz.kz адресовала психологу с 25-летним стажем Нургуль Жарасбаевой.

-Нургуль Казбековна, опишите портрет современного казахстанского студента. Кто он?

– Студенты относятся к категории молодежи. Что характерно для молодых людей? Внутренняя нестабильность, противоречивость, а вуз – это новый период жизни. В то же время, приходят обычно настроенные на обучение. И сейчас выросло новое поколение студентов, для которых обращаться психологам, заниматься самопознанием, личностным ростом привычно и естественно, чем более старшему поколению. Студент приходит с достаточно ответственным отношением к жизни. То есть, если у человека болит зуб, он обращается к стоматологу, если не может разобраться в себе, принять решение, то идет к психологу. Для молодых сегодня это норма.

Нургуль Жарасбаева

– С какими проблемами казахстанские студенты обращаются чаще всего?

– В первую очередь, трудности в учебе. Потому что школьный период – это школьный период, а вузовская система совсем другая, направленная на самостоятельность. У них происходит адаптация, которая не может обойтись без стресса. Просто кто-то переносит его легче, кому-то сложнее.

Далее – это проблема в общении с одногруппниками, так как из разных регионов приезжают. Если углубляться, детство особую роль играет в нашей взрослой жизни. То есть какие-то отклики проблемы получают сейчас, к нам приходят для того, чтобы разобраться.

Например, проблема с выстраиванием коммуникаций – одна из часто встречающихся. В том году, как вы помните, больше половины обучения прошло в онлайн формате. В этом году был такой случай: девушка со второго курса на приеме рассказала, что ей очень сложно выступать перед аудиторией. Если раньше можно было появиться в мониторе гаджета, то после перехода в офлайн ситуация поменялась. Плюс она проживает в общежитии, сама по себе интровертированная личность, замкнутая. И через определенное время девушка поняла, что ей не удалось обзавестись подругами, друзьями, потому что полностью ушла в занятия. Нам пришлось разбираться в ситуации. Я дала рекомендацию: чтобы найти друзей, человек должен сам идти на контакт. Чем больше она будет закрываться, тем больше трудностей возникнет. Мелкими шажками нужно учиться «открываться». И мы прорабатывает со студентами такие тактические шаги.

Второй момент. Подходят с проблемами взаимоотношений с родителями. Помню случай, очень ждала девушка звонка от мамы на день рождения, с 12 ночи. Но родительница позвонила только к вечеру, когда уже настроения у студентки не было. Свои переживания на приеме объяснила тем, что ей не хватало любви, когда она была маленькая. В основном мать занималась другими детьми, а ее в детский сад и школу постоянно водил папа. И сейчас, когда выросла, процесс сепарации начался, нехватка внимания обострилась. Мне пришлось объяснять, что мы, люди, в каждодневной жизни находимся в разных состояниях. Например, мама в состоянии заботы о других детях, повседневной рутине, и для нее самое главное было в этот день позвонить. Это вовсе не говорит, что она про свою дочь забыла. Когда мы посмотрели на ситуацию дистанционно, девушка поняла, что мама рядом, никуда не уехала, просто отвлеклась, ей было намного легче принять ситуацию. Мы разработали с ней определенные тактические действия для того, чтобы улучшить взаимоотношения.

– Что вы, как специалист, посоветуете родителям и обществу, чтобы молодежь не испытывала подобных трудностей?

– Обществу надо учитывать, что молодежь – это отдельная группа, для них характерна нестабильность. Да, они могут легко под влияние попадать, учитывая несформированный характер, и нужно помогать встать на путь истинный, где-то беседой, где-то поддержкой.

А родителям, во-первых, учить детей справляться с эмоциями. Нельзя запрещать даже гневаться, потому что гнев – это эмоция. Нельзя запрещать агрессировать. Он должен прожить эти эмоции и только потом нужно объяснить, как правильно и почему. Таким образом ребенок учится справляться со своим состоянием, чувствовать себя. И второе, учитывать мнение ребенка, что он хочет, что чувствует, давать понять, что он полноценный член семьи.

Не стесняйтесь проявлять любовь, демонстрировать чувства, постоянно обнимать, целовать, не скупитесь на ласку. Но убирайте гиперопеку. Она может породить инфантилизм и невозможность принимать решения. Ребенок должен брать на себя ответственность даже по каким-то мелким вопросам. И самое главное, я бы порекомендовала родителям быть всегда рядом. На одной стороне. Например, ребенок любить рок-музыку, а родители ее не понимают. И нельзя запрещать ее слушать, если даже не нравится. Нужно относиться с принятием, оставаться на одной стороне. Да, ок, тебе нравится рок, мне классика, и я уважаю твой выбор – такой посыл должен быть. И тогда ребенок чувствует, что рядом есть взрослый, на кого можно опереться, и во взрослую жизнь он войдет с доверием и внутренней опорой.

– Какой процент здоровой молодежи с правильной самооценкой вы наблюдаете?

-Я восхищаюсь нашей молодежью, они уверенные в себе, ориентируются в жизни, и иногда у меня складывается мнение, что взрослым нужно поучиться у молодежи.

– Не встречаете страхов?

– Есть ребята, у которых трудности в адаптации, самооценке. Но в основном, молодежь более уверенная, при выборе профессии ориентируются на себя и на тренды.

– Кстати, все ли верно выбирают профессию?

– Есть моменты, когда студент первого курса пришел, умеет рисовать, но у него возникли сложности. Думал, что будут какие-то художественные направления, а тут нужны стандарты, архитектурный дизайн, расчеты точные. И у меня даже такой случай был, что подключились родители, чтобы помочь своему ребенку.

– Вот кстати, как быть тут? Нужно ли завершать учебу, раз начал, или бросать дело?

– Здесь индивидуальный подход. Я даю людям прочувствовать эти моменты, мы же в разных состояниях ходим. И надо давать возможность прожить, адаптироваться определенное время. Но если студент приходит и говорит, что да, мне лучше уйти из этой профессии, выбор должен оставаться за студентом. Потому что это его жизнь.

– К сожалению, мы все ещё время от времени читаем новости о суициде в молодёжной среде. На что нужно обратить внимание, чтобы минимизировать риски?

– Тема суицида, к сожалению, очень актуальна для Казахстана. Здесь разные причины, и четкого алгоритма нет, что этот человек может совершить, а этот не может.

Суицид имеет три вида. Есть понятия демонстративного, аффективного и истинного. Во всех трех видах человек хочет жить. Демонстративный суицид – это крик души, человек обращает на себя внимание. К сожалению, чревато тем, что может не рассчитать. Второй – аффективный, когда человек входит в состояние аффекта, то есть неконтролируемые эмоции испытывает. Обычно более импульсивные ребята холерического типа могут попадать в такое состояние, и что-то сделать. И третий вид – это истинный, который протекает очень долго, имеет три фазы. Первая – человека на уровне мыслей начинает думать, зачем жить, стало тяжело и так далее. Если он застревает в этом состоянии, идет переход на другую. Тогда уже начинает искать действия, интересоваться, какие есть виды, что обычно люди делают. Когда появляется такая идея, он уже особо не распространяется и меняется в поведенческом плане. Если на первом этапе жаловался, то во втором начинает замыкаться в себе. На поведенческом уровне, если человек был довольно активный, становится пассивный. Или наоборот, интровертированный начинает активизироваться.

И третья фаза. Когда у человека есть четкий план, он понимает, каким способом, дела в порядок приводит, со всеми прощается будто. И в итоге действует.

Внимательность и наблюдательность в отношении людей – два кита, которые могут помочь предотвратить суицид. В первую очередь, если в ближайшем окружении есть человек, который часто говорит, что в этой жизни нет никакого смысла, это уже какой-то сигнал. К нему не нужно скептически относиться и недооценивать.

Меруерт Шакенова,

Biz.kz