Стоит ли закрепить законом членство МСБ в отраслевых союзах и оплату членских взносов, чтобы «снимать шкуру» с их руководителей? Почему микро- и малым бизнесом в НПП «Атамекен» занимались «по остаточному принципу»? Должна ли палата предлагать и участвовать в обсуждении законопроектов – в интервью с основателем компании «ПКФ Торнадо PLUS и членом правления Союза обрабатывающей промышленности Игорем Проценко.

– Игорь, многие предприниматели считают, что вообще не следовало требовать взносов в НПП «Атамекен» от малого бизнеса. Должен ли был ранее бизнес платить взносы, как считаете?

– Вопрос сложный. Единого мнения в президиуме НПП «Атамекен» нет. Этот вопрос сейчас будет обсуждаться, будут дискуссии, поломанные копья.

Нужно на законодательном уровне закрепить членство малого и среднего бизнеса в отраслевых союзах и платить членские взносы в эти союзы, по аналогии, например, с германской торгово-промышленной палатой. В Германии могут отказать в выдаче некоторых лицензий из-за того, что какая-то компания не состоит в отраслевом союзе.

Я не говорю о том, что нужно силой загонять в какой-то отраслевой Союз предпринимателей. Условно говоря, у нас есть республиканский отраслевой мебельный Союз. Он пока один, но это не говорит о том, что любой предприниматель, который занимается мебельным производством, обязан будет в этот Союз вступить, а не сможет выбрать в пользу той или иной ассоциации: отраслевой, межотраслевой, форума предпринимателей или ассоциации малого бизнеса.

Суть в том, что это даёт жизнь отраслевым союзам или межотраслевым ассоциациям. Ассоциации в конкурентном рынке должны доказывать свою полезность для субъектов малого и среднего бизнеса.

Взнос в ассоциацию со стороны предпринимателя может составить, например, 2 МРП, а это – всего 6 тыс. тенге в год, но за эти 6 тыс. тенге предприниматель вправе «шкуру спустить» с дирекции и спросить о решении той или иной проблемы, которую он озвучил перед этой ассоциацией. В конце концов, этот предприниматель вправе сказать: «Я не хочу работать с вами, потому что вы ничего не делаете, я хочу перейти в другой отраслевой Союз». Он вправе это сделать.

Если таким образом решить вопрос, то отраслевые ассоциации уже смогут финансировать палату по принципу «снизу вверх». То есть какой-то процент от этих членских взносов поступает в Национальную палату. При этом, по факту, создаётся ситуация, когда отраслевая ассоциация диктует свои условия и является работодателем Национальной палаты.

– А разве раньше было не так?

– До недавнего времени было наоборот. При новой системе отраслевая ассоциация вправе потребовать свои деньги на выполнение того или иного объёма работ. A 2 МРП, это – 6 тыс. Учитывая, что у нас сейчас больше 1 млн субъектов малого и среднего бизнеса, то сумма существенная получается.

Так или иначе, в рабочей деятельности палаты встанет вопрос: где брать деньги? Это – основной вопрос в любом общественном объединении. Раньше Национальная палата выкручивалась всеми силами: брала госзаказы, было даже госфинансирование до 2018 года.

Конфликтная ситуация создалась, когда палата получала деньги из республиканского бюджета и должна была на эти же деньги оппонировать государству.

– Странно это выглядело, наверно.

– Как и то, что какое-то количество денег поступало от каких-то непонятных структур: со стороны открытой микро-кредитной организации, консалтинговых структур. То есть палата в последнее время лихорадочно занималась зарабатыванием денег.

Сейчас ситуация должна быть ровно наоборот. Палата, это – исполнительный орган. Повестка формируется отраслевыми ассоциациями. Чаяния МСБ поступают в палату как к инициатору какой-то законодательной программы. Сейчас единого мнения по финансированию Национальной палаты нет. К тому же, пандемия малому и микробизнесу причинила вред, местами, даже непоправимый, поэтому на съезде было принято решение освободить от взносов малый и микробизнес. Надеюсь, что к вопросу финансирования мы всё-таки вернёмся. Это – краеугольный камень существования.

– Нужна ли бизнесу Национальная палата предпринимателей вообще?

– НПП – рабочая функционирующая организация с разветвленной филиальной сетью региональных палат во всех городах, во всех районных центрах. Поэтому изначально я был против того, чтобы палату разрушать. Я имел отношение к работе этой палаты и считаю, что региональный совет в Алматы неплохо показал свою нужность и действенность.

Кроме того, сейчас региональная палата прилагает гигантские усилия для восстановления пострадавшего бизнеса после январских событий. Поэтому нужно не разрушать палату, а в центральном аппарате проводить кардинальные изменения.

Есть понимание этого в самой структуре центрального аппарата. Вот сейчас, скажем, президиум состоит из 51 человека: 16 депутатов, 16 председателей региональных палат омбудсмен и 17 выборных кандидатов от департаментов отраслевых союзов. Но, очевидно, что этот орган – нерабочий, абсолютно неповоротливый. Нужно менять структуру президиума, число членов президиума, функционал.

Я, например, свою функцию в президиуме на ближайшие 3 месяца вижу. Сейчас мы должны разбиться на рабочие группы и начать работать над реорганизацией, в том числе, готовить изменения в закон «О национальной палате», вносить изменения в устав. После того, как мы эту работу сделаем, я с чистой совестью могу уйти. Я не держусь за президиум абсолютно. Исполнительный орган: председатель, заместители, председатели комитетов, тоже нужно реорганизовывать, менять структуру: нужно, если не сокращать комитеты, то хотя бы реорганизовать их – там перегрето число людей и перегрет функционал, он – несвойственный для Национальной палаты.

– В сетях можно встретить мнения предпринимателей, что Нацпалата им не нужна.

– Для меня вопрос нужности НПП «Атамекен» никогда не стоял. Но был вопрос кардинальных изменений: в структуре, в уставе, в законе РК «О Национальной палате РК». Рабочая группа, которая сейчас вошла в президиум, работает над реорганизацией структуры палаты.

Палата была необходима. Это – единственный орган, который представлял интересы малого и среднего, и крупного бизнеса на уровне правительства. Точнее, ассоциаций, а их – много, в том числе, тех, которые аккредитованы в том или ином министерстве, до сих пор. В любом случае парламенту и правительству гораздо удобнее работать с одним проводником интересов всего бизнеса.

Другой вопрос: насколько корректно и полно отражает палата интересы всего бизнеса. Сейчас мы именно над этим и работаем.

– А нынешний Совет предпринимателей при правительстве действует не параллельно с палатой?

– Не вижу конфликта в этом. Функция Национальный палаты, это – законотворчество: сбор и анализ информации, законодательная инициатива на уровне правительства или парламента.

При этом особого влияния на законотворчество палата не имеет, а мы бы хотели, конечно, не писать и ратифицировать законы, но в разработке каких-то законов принимать активное, живое участие.

У палаты сейчас функционал – консультативно-совещательный. Палата может проявить инициативу на правительственном уровне, которую это правительство может благополучно похоронить. Поэтому особого конфликта между этими двумя структурами я не вижу.

Насколько я знаю, состав Совета мало чем отличается от состава президиума Национальной палаты, выбранного сейчас на съезде. В этом контексте Национальная палата и Совет предпринимателей при правительстве могут работать более тесно: организовать рабочие группы для обмена мнениями и подавать президенту уже совместную информацию.

Я сомневаюсь, что Совет предпринимателей будет генерировать какие-то законодательные инициативы в силу того, что люди заняты. А функции палаты – вытащить инициативы на свет и улучшить жизнь.

– Игорь, вас выбрали в новый президиум, а раньше Вы в палате в качестве кого работали?

– Я работал в региональном Совете. Ну, как работал… Мы за это деньги не получаем.

При региональной палате Алматы я работал членом совета, занимался и занимаюсь вопросами местного содержания. У нас комиссия при акимате по вопросам местного содержания хорошо себя показала в 2021 году, в 2020 и 2019 годах – неплохо. Я свою, основную, миссию в региональном Совете видел бы в поддержке добросовестных производителей в Алматы.

– Раньше, но последнего съезда, в НПП «Атамекен» рассматривались вопросы микро- и малого бизнеса? Почему недовольны предприниматели?

– Рассматривались. Я сейчас не могу говорить за микробизнес, моё производство балансирует между малым и средним бизнесом. Насколько я знаю из разговоров, микро и малым бизнесом занимались «по остаточному принципу».

– Понятно!

– Палата заслужила определённую критику, но очень важно, мне кажется, сейчас выстроить отношения с бизнесом так, чтобы нивелировать потребительское отношение. Встречаются представители бизнеса, которые говорят: «А что вы мне дали? Почему я должен вам платить?» Фраза: «А что вы мне дали?» формирует потребительский менталитет.

Хочется сказать: ребята всё в ваших руках, вы формируете повестку. Вы тратите деньги и правильно за свои деньги спросить, но спросить конструктивно, не впадая в критиканство, в огульное обвинение.

Людмила Валентинова,

Алматы

Biz.kz