В отечественной истории жизнь и многогранная деятельность Динмухамеда Ахмедовича Кунаева стала символом эпохи созидания республики. Его уход с руководства республикой был драматичным. Сегодня по прошествии времени современники пытаются осмыслить глубину и масштаб личности Кунаев. Один из них – поэт и режиссер Ербол Жумагул. Он снимает фильм, который расскажет о неизвестных нам фактах биографии руководителя Казахской ССР.
– На этой неделе город Капшагай официально переименован в Қонаев. Каково ваше мнение на этот счет? Нужно ли давать имена, пусть и заслуженных людей, городам?
– Я именем Динмухамеда Ахмедовича назвал бы 10 городов, потому что очень уважаю этого человека. Но я против переименования города Капшагай в Қонаев. Это советская привычка называть города фамилией исторических деятелей. Димаш-қала или Динмухамед было бы гораздо лучше и органичнее. Раздражает и русифицированное окончание «-ев», к тому же, в казахской традиции никогда не называли своих героев по фамилии. Абай, Сакен, Олжас, Мукагали, Димаш. Называли же Астану Нур-Султаном, а Тараз был Жамбылом.
– Вы, если не ошибаюсь, больше года работаете над фильмом о Кунаеве. На какой стадии сейчас этот проект?
– Мы начали частный проект «Век Кунаева» в сентябре прошлого года. Я снял полфильма, а потом решил организовать асар – народный сбор средств. Сейчас у меня ведутся переговоры с людьми, которые готовы дать деньги на завершение работы. Фильм очень масштабный, изначально планировали 90 съемочных дней, а теперь съемки растянулись на полтора года. Этим летом мы завершим фильм. Сейчас проект на консервации. Полтора года для качественной работы – это нормально. Я снимаю кино, за которое не будет стыдно.
– Ербол, а почему вам стала интересна личность Кунаева?
– А как вы сами думаете? Потому что ни одного качественного фильма за 30 лет не было снято! Есть восемь фильмов на YouTube. И они все такие, как я вам описал: закадровый голос плюс архивы. В этих фильмах говорят о том, как Димаш Ахмедович любил Зухру Шариповну и про знаменитую коллекцию зажигалок. И нигде не говорится, какой он был сын, ученый, из какого рода он вышел, кем были его предки. Это все нужно знать, чтобы понимать масштаб личности. Я хотел рассказать о Кунаеве то, что о нем раньше не говорили.
– Какие неизвестные страницы из биографии Кунаева вы узнали в процессе работы над картиной?
– Я много лет дружу с родственниками Димаша Ахмедовича, с одним из его племянников – Бахтияром Албани. И для меня не было «белых пятен», потому что я хорошо знаю биографию Кунаева. У меня в фильме будет аудиозапись речи его отца. Когда вы ее услышите, эту казахскую, солончаковую речь, то все разговоры о национальности Кунаева просто перестанут существовать. Или, например, когда говорят о том, что Ташенов выступал против передачи казахских земель. Как он мог без ведома Кунаева принимать такие решения? Все эти мифы создавались лагерем сторонников Назарбаева. Люди, принижающие эту роль, ведут разговоры из ревности, зависти, нежелания принять данность того, что Кунаев – великий сын казахского народа. В защите территориальной целостности Казахской ССР в 60-х годах прошлого века Димаш Ахмедович однозначно играл главную роль.
– Не получится ли образ Кунаева идеализированным? Вы только положительные черты его покажете?
– Вы понимаете, что любой герой он так или иначе скатывается в идеализацию нашего отношения к нему. Разве мы не идеализируем исторические личности? Но этот процесс происходит исподволь. Вот из чего возникает идеализация? Посмотрите, какой Димаш Ахмедович был молодец. Перед масштабным строительством Алматы он заставил изучать архитекторов все храмовые комплексы Средней Азии, и всех наших специалистов учили итальянские и французские профессионалы. Поэтому Алматы времен Кунаева была конструктивисткой «конфеткой» с особой атмосферой, с использованием архитектурных традиций Востока. Благодаря стараниям Кунаева оказалось возможным появление уникальных объектов, как Дворец школьников, Центральный государственный музей, Дворец Республики, баня «Арасан».
Говорят, что большое видится на расстоянии. Чем больше проходит времени, тем больше ты понимаешь ценность исторического деятеля. Одно дело идеализировать людей при жизни, что мы видели при Назарбаеве. Это все было лизоблюдством. И другое дело, когда жизнь сама расставляет все по своим местам. Когда ты судишь о делах человека, о следе, который он оставил: 46 построенных городов, 400 промышленных предприятий.
– Где и когда можно будет посмотреть фильм?
– Бог его знает, когда. Но думаю, что к концу лета это случится. И хотелось бы показать фильм на экранах в кинотеатрах.
Лаура Садуакас,
Нур-Султан – Алматы
Biz.kz