Не так давно в СМИ была опубликована ужасающая статистика: с момента обретения независимости в РК количество дорожных аварий снизилось с 18 тысяч в 1991-м до 16 тысяч в 2018 году. То есть сокращение за 27 лет произошло всего на 15 процентов. Причем за эти годы республика потеряла почти 82 тысячи человек. Как изменить ситуацию и кто виноват? Эти и другие вопросы редакция Biz.kz адресовала руководителю Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсену Шакуову.

– Статистика сегодня говорит о том, что мы отстаём от тех же США на 75 лет. То есть у них 75 лет назад был такой же травматизм, та же смертность. И в большинстве случаев какие бы правительство не делало шаги по изменению ситуации, само общество не совсем готово к условиям современной автомобилизации. То есть устарелые законодательные нормы, это раз. Исполнительность этих норм, это два. Неприемлемое отношение водителей к полиции, это три. Мы видим конфликты, а дорожную безопасность водители скидывают на полицейских. Этого не должно быть. Сейчас полиция работает постфактум: произошло ДТП, выезжает. На дорогах ведёт активную деятельность по профилактике нарушений. А они есть, потому что народ относится к дороге как к чему-то личному. Хотя люди давно должны отойти от этой парадигмы и понять, что дорога общая и, двигаясь, нужно использовать общие понятия. Ее нельзя делить, за неё нельзя драться, ругаться. А мы преимущественно видим позицию «я на дороге главный, и буду вести себя как хочу». Это неправильное понимание. Поэтому в первую очередь, высокая смертность – из-за проблем в головах населения. Нам совместно с МВД удалось пристегнуть водителей ремнём безопасности за один день. Но мы не смогли пристегнуть на заднем сиденье пассажиров и до сих не можем пристегнуть детей. Их перевозят с нарушением правил дорожного движения. Заедет тонированная машина, сзади сидит ребёнок. Полицейский, даже видя эту ситуацию, не может доказать, потому что вроде нарушение есть, но физически его установить и привлечь к ответственности тяжело. Это называется латентный вид нарушения. Начинается диалог с родителями, они говорят, это моя проблема, я хочу, я так делаю. А страдают дети. Поэтому, по моему мнению, в проблеме в целом сегодня можно обвинить только общество. Если трасса плохая, не превышайте скорость. Если хорошая, люди опять же «летают».

– Возможно, государству нужно изменить подходы для снижения аварийности?

– Вроде государство и делает шаги для снижения травматизма, но мы видим, что не всегда это получается. Сегодня ремонтируют дороги, вводят искусственные препятствия типа лежачих полицейских и камер. Но в целом тенденция такая, что пока мы сами не изменим отношения к дороге, у нас будут печальные последствия.

Я хочу привести в пример проект Vision Zero. Это международная программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Концепция строится на принципе «нулевой терпимости» к смертности на автодорогах и предусматривает их проектирование с точки зрения безопасности движения, который был перенят у Швеции. Там гражданка, мать, ребёнок, который был сбит на дороге, обратилась к королю и спросила, почему дети в твоей стране погибают? Мы, как сообщество, требуем принять срочные меры. Они принимают программу, и все люди исполняют ее. В нашей же стране программу пытается внедрить и исполняет только госорган, а общество не хочет ее принимать и получаются конфликтные ситуации: зачем нам велодорожки, препятствия и прочее. Поэтому все проблемы должны начинаться с вопроса: готово ли общество не погибать, и что люди делают для этого. Есть отдельные личности, которые похабно ведут себя. И из-за поведения одного может погибнуть целая семья.

– Во многих странах Запада не всегда сбивший насмерть может быть виновен.

– У нас транспорт – средство повышенной опасности, а, допустим, в Германии опасность представляет сама дорога. Если произошло ДТП, то смотрят инфраструктуру, виноват ли водитель, если выехал на участок, где элементарно нет зебры, знаков, освещения. Вот проблема.

У нас же нет такого анализа, сколько детей пострадало внутри автомобиля, или снаружи. Если высокий показатель внутри автомобиля, то надо делать профилактическую программу с родителями, да? Проверять на детские кресла. У нас просто – смертность, и все. То есть причины и последствия травматизма не ведутся.

Отмечу, что в Казахстане сейчас отсутствует специализированный государственный орган по обеспечению безопасности дорожного движения. Раньше он был при МВД, но они сократили этот отдел. Мы готовим проект, чтобы в РК создать совет по вопросам обеспечения дорожного движения. Его цель – следить за законами в области ПДД, второе – проводить мероприятия, проверять качество дорог.

– Нужно ли ужесточать ПДД, по вашему мнению?

– Я лично начал свою деятельность в 2013 году, в тот период, когда упразднили дорожную полицию. Потому что проблему видели в них, но как оказалась, ситуация спорная, и она осталась. В некоторых местах наоборот, ухудшилась. И я тогда тоже думал, что полицейские виноваты в какой-то степени. Но в ходе наших движений убедился в обратном. К примеру, мы работали со школами, раздавали детям светоотражающие браслеты, чтобы их в тёмное время было видно. На следующий день я приехал в эту школу пораньше, стоял с фонариком, светил, пытался найти браслеты. Но они остались в рюкзаке, как игрушки. Я спросил: «Мальчик, где твой браслет?» Он ответил: «Мама сказала, это не важно, главное потеплее одеться». И так делает большинство. Тогда мы начали работать с детьми по дорожной безопасности, обучать переходить дорогу в положенном месте, а ни где попало. И мы как-то стояли с полицейским, видим картину: мать идет с ребёнком, который только что прослушал лекцию по ПДД и переходит в неположенном месте. Ребёнок говорит: «К нам сегодня приходили полицейские, сказали переходить на зебре, куда ты пошла?» Мать отвечает: «Қойшы, давай быстренько перейдём и все». Понимаете, да? Сегодня мы разработали пособия, и большое внимание сейчас уделяем детскому воспитанию. И я, если честно, не вижу выхода, как исправить ситуацию со взрослым населением. По ним, наверно, пусть полицейские работают и штрафуют. А придя к условиям современной автомобилизации, мы должны подготовить будущее поколение. Я делаю на них ставку. И надеюсь, что лет через 10-15 у нас изменится отношение, когда новое поколение придёт к правильной эксплуатации транспортного средства. Это мое личное мнение. Дороги, инфраструктура делаются сейчас, но изменить сознание получится только лет через 10-15.

Меруерт Шакенова,

Biz.kz