Под угрозой уникальные наскальные изображения, которым несколько тысяч лет. Из-за добычи щебня и плиточника в Алматинской области уничтожают петроглифы.

Наскальные рисунки считаются историческими памятниками, по которым ученые узнают о том, что было важным для наших предков, кому они поклонялись, в кого верили.

Журналист Ольга Гумирова рассказала корреспонденту Biz.kz, что есть места, где шедевры древнего искусства будут потеряны навсегда.

За ее плечами – более 200 археологических экспедиций. Ольга принимала участие в международных казахстанско-американских экспедициях под руководством доктора исторических наук профессора Майкла Фрачетти и Паулы Домини-Дипью. Занималась фотографированием, отрисовкой петроглифов, готовила отчеты, участвовала в издании научных книг и статей.

Многочисленные экспедиции команды волонтеров привели не только к уникальным открытиям, но и к работе по сохранению исторических памятников.

– Группой волонтеров проведена колоссальная работа по сохранению исторического наследия. Как создавалась группа «Охотники за петроглифами»?

– Наша группа «Охотники за петроглифами» образовалась в середине 90-х годов благодаря Алексею Николаевичу Марьяшеву, доктору исторических наук сотруднику института археологии имени А.Х.Маргулана. Наиболее активно группа стала работать в начале 2000-х. Наша группа – неформальное объединение волонтеров.

В нее входят люди разного возраста и профессий: журналисты, фотографы, учителя, дизайнеры и представители других профессий. Нас всех объединяет интерес к истории и археологии.

Члены группы в качестве волонтеров участвуют в официальных археологических раскопках на поселениях и могильниках, работают на скоплениях наскальных рисунков. Фотографируем и делаем копии рисунков и их фиксацию, принимаем участие в подготовке отчетов и издании книг по археологии.

– С чего началось ваше увлечение петроглифами?

– Во все времена были люди, интересующиеся археологией, и возможность поехать в настоящую экспедицию для многих было мечтой, как, например, для меня. Мне в середине 90-х годов поучаствовать в экспедиции предложил друг детства, с которым мы занимались вместе в изостудии. И я согласилась не раздумывая, хотя мне светила должность повара, а готовить я не очень люблю. Это была экспедиция в святилище Ешкиолмес на реке Коксу. Организатором ее был Александр Горячев, сотрудник института археологии им. Маргулана. Участники экспедиции – 12-летние ученики гимназии искусств №46. В 90-е годы прошлого века археологические экспедиции финансировались государством из рук вон плохо. Фактически исследования этого уникального археологического комплекса проводились за счет детских археологических лагерей, а дети выполняли работу лаборантов, причем очень ответственно. Отрисовки, сделанные детьми, фигурируют в книгах о Ешкиолмесе, по ним работают ученые всего мира. В этой же экспедиции принимал участие и Алексей Николаевич. Он и предложил мне участвовать в экспедициях постоянно. Как выяснилось, я неплохо отрисовываю петроглифы, не зря занималась в изостудии, прекрасно ориентируюсь в горах и, главное, здоровье позволяло работать на скалах на запредельной жаре. Так я попала в команду волонтеров, а после пригласила в нее своих друзей и юнкоров. «Охотниками за петроглифами» мы стали себя называть в середине нулевых после совершенно чумовых экспедиций по югу Казахстана. Мы пускали шапку по кругу и на машинах волонтеров отправлялись в абсолютно дикие места, либо ехали на раскопки. Путешествовать с Алексеем Николаевичем было одно удовольствие. Мы не только участвовали в раскопках, фиксации петроглифов, но и делали восхождения, знакомились с памятниками природы, но и между делом слушали лекции по археологии. Тогда же убедились, что археологические памятники у нас охраняются плохо, точнее, никак не охраняются.

– Почему еще одна важная экспедиция состоялась к горам Архарлы? Как происходил поиск?

– Если бы законы по охране памятников соблюдались хотя бы частично, крупное скопление петроглифов Архарлы, расположенное в 150 км от Алматы, не пострадало. Дикие старатели начали добывать плитняк еще 70-80-х годах прошлого века, но массовое разрушение петроглифов началось, когда эта территория попала в частные руки. Об уничтожении петроглифов я узнала из поста журналиста Серика Абикенулы, ссылку на который мне скинули друзья. Сообщила об этом Алексею Николаевичу. И на машине волонтера, которого нашли в социальной сети Facebook, отправились в путь. Было это в августе 2017 года. Увиденное нас потрясло для глубины души. Алексей Николаевич подготовил отчет об экспедиции с рекомендацией провести полномасштабное исследование района. 

– Какая работа проводилась, после того, как группа находила очередной петроглиф?

– В 2018 году Алексей Николаевич ушел из жизни. Про Архарлы все забыли. Наша группа решила продолжить работу. С сентября 2018 года по май 2021 года наша команда «Охотники за петроглифами» совершила больше 20 экспедиций в район Архарлы. Практически в каждый приезд мы находили новые скопления и поселения. Информировали об этом акиматы, требовали остановить работу заготовителей плитняка и гравия, но результат был нулевой. Акиматы упорствовали, петроглифов в Архарлы мало, ценности они не представляют и скалы разрушаются сами.

Для исследования гор Архарлы мы приглашали журналистов, тенгрианцев и даже студентов из университета «Туран» для участия в археологических субботниках.

Охотники за петроглифами несколько раз встречались с представителями власти – сотрудниками центра охраны археологических и исторических памятников Алматинской области и акимами района и сельского округа по поводу сохранение рисунков в горах Архарлы.

– Что было дальше? Удалось ли зафиксировать документально работу?

– В марте 2021 года к нашей команде присоединились в качестве волонтеров профессиональные археологи Александр Горячев и Ерлан Казизов. Позднее руководство института дало добро на их участие и в народной археологической экспедиции, цель которой – проведение паспортизации памятников Архарлы, что давало право на защиту государства, деньги на нее мы собрали в Facebook. К решению проблемы по запросу местных жителей подключился депутат мажилиса Ашимжан Жанарбек, а в соцсетях мощную поддержку оказал общественный деятель Мухтар Тайжан. И после этого дело сдвинулось с места – в Архарлы состоялась встреча с тогдашним министром культуры и спорта Актоты Раимкуловой и сотрудниками акимата Алматинской области, маслихат одобрил заявку на проведение паспортизации памятников Архарлы. Вместо предполагаемых 10 дней мы работали сорок с лишним. Работали так долго не потому, что фиксировали памятники очень медленно, а потому, что их оказалось просто запредельно много. Просто аномальная концентрация петроглифов. Поселений и могильников на сравнительно небольшой территории.

Паспортизация завершена, но ученые продолжают изучать этот археологический комплекс. К сожалению, полностью остановить разрушение археологического памятника и окружающего ландшафта сразу не удалось. Землю должны вернуть в госсобственность. А чтобы петроглифы и поселения с могильниками не пострадали, мы предлагаем организовать в Архарлы археопарк кочевой культуры. Кстати, такой туристический объект в непосредственной близости от областного центра в городе Кунаев был бы к месту.

– Какие еще петроглифы надо сохранить?

– «Охотники за петроглифами» продолжают заниматься исследованием и сохранением сразу нескольких скоплений наскальных рисунков.

Есть еще два святилища, судьба которых нас беспокоит. Они оба расположены рядом с городом Талдыкорган. Скопления петроглифов сохранились в первозданном виде и хотелось бы их сохранить в таком виде для будущих поколений.

Одно святилище Ешкиолмес было открыто Марьяшевым и его командой в 1982 году. Оно знаменито большим количеством колесниц и миниатюрными изображениями размером в 2-3 сантиметра.

О втором мы узнали от местного жителя и исследовали его в сентябре 2019 года. Святилище действовало с начала эпохи бронзы и вплоть до этнографического времени. Рисунки располагаются вдоль караванной тропы, о чем свидетельствует большое количество изображений верблюдов. Его особенность – это самое крупное святилище эпохи раннего железного века и тюркского периода в Казахстане.

– Какие петроглифы вас удивили? Что на вас произвело большое впечатление в процессе экспедиции? 

– Сложно перечислить сцены, которые удивили. Я за годы участия в археологических экспедициях видела их тысячи. Моя обязанность – фотографировать, в том числе во время паспортизации. Это означает, что все найденные петроглифы я видела через объектив фотоаппарата. Сцен, удививших меня, несколько сотен. Среди них изображение человека-оборотня в образе волка в святилище Аккайнар. Там же огромные фигуры быков – более 3 метров. Гигантский прародитель всех верблюдов, а возможно, персонаж, с которого началось все на этой земле с точки зрения древних, в Арпаузене. Изящные колесницы Ешкиолмеса. Из последнего – изображение сцены – иллюстрации к легенде о Святом Кадыре, который в Наурыз путешествует по земле и может постучать в любую юрту. Спасенная от уничтожения сцена с тюркскими всадниками в Архарлы. Плиту заготовщики откололи от скалы, но вывезти не смогли, ее вес около 1,5 тонн. Она упала изображением вниз. Во время паспортизации мы прощупали поверхность упавшего осколка и заподозрили, что там есть изображения. Команда «охотников за петроглифами» совместно с тенгрианцами и сотрудниками института археологии во главе с директором Аханом Онгарбекулы. Операцию по подъёму плиты разработал наш охотник Ерлан Жагипаров. Когда с помощью лебедки мужчины подняли плиту, пронесся возглас восхищения. Творение неизвестно тюркского художника было прекрасным.

Бота Машакова,

Biz.kz