Причиной этого, считает известный фермер, стало то, в Казахстане большинство компаний-перевозчиков берут автомобили в аренду у частников. Это позволяло уходить от налогов, вести расчет налом и откровенно демпинговать. Литва решила прекратить эту порочную практику.
«Жаркие дни на прошлой неделе выдались для Комитета транспорта МИИР, Посольства Казахстана в Литве и, думаю, что МИД тоже. Сотни казахстанских дальнобойщиков оказались «в плену» литовских таможенников/транспортников, и теперь наши ведомства своими действиями, а порой и бездействием, создавшие ситуацию, героическими усилиями пытаются ее разрулить. Молодцы, литовцы, что тут скажешь: доказали, что у нас межгосударственными перевозками могут заниматься абсолютно все, кому не лень. Покупай ИБР (бланк иностранного разрешения) и – вперед. О творящемся безобразии я писал не раз, просто кричал в соцсетях, пытаясь достучаться до нашего министерства, даже ликбезы устраивал, разъясняя, как у нас есть и как должно быть на самом деле. Долго, очень долго не понимали, или делали вид, что все у нас зашибись», – написал на своей странице в фейсбуке Болатбек Алиев.
Однако литовцы не стали мириться с этим, потребовав, чтобы с 21 ноября владелец автотранспортного средства, на котором осуществляются международные перевозки, был указан в том самом ИБР на международную перевозку грузов.
В Казахстане, по словам фермера, сложилась практика, когда большинство компаний-перевозчиков берут в аренду у частников их автомобили, получая разрешения на компанию. Это позволяло уходить от налогов, вести расчет налом и откровенно демпинговать, оказывая услуги по доставке грузов.
«Те, кто арендует транспорт, 99 процентов привыкли работать по серой схеме. Водителей компаний, у которых все прозрачно, среди задержанных литовцами сейчас нет. Нам – тем, кто работает вбелую, это откровенно вредило, что скрывать. И вот литовцы решили сделать всю черную работу за нашего министра, потребовав от перевозчиков соблюдения законодательства. Последовали запреты на въезд, штрафы, естественно, хай-вай со стороны водителей и обращения в Посольство РК в Литве с требованием разобраться и помочь», – пишет Алиев.
Ситуация сложилась непростая, казахстанское министерство просит литовских коллег пойти на уступки.
«Понимаю, что перед МИИР стоит не простая задача по исправлению многочисленных ошибок предшественников. Конечно, один в поле не воин, но, помните, официальные перевозчики готовы поддержать вас в этом вопросе. Думаю, что те, кто годами постепенно создавал такую ситуацию, подводил к тому, к чему мы пришли, даже не догадывались о возможности такой развязки. Хотя, уверен, и сейчас на местах будет мощное сопротивление и противостояние со стороны исполнителей в регионах. Понятное дело, они не хотят терять кормушку, но на кону ни много, ни мало – репутация страны. И, конечно, не могу не отметить роль Минфина, под которым находится КГД, курирующий замминистр, думаю, решит проблемы,и поможет своему коллеге из МИИРа в наведении порядка в отрасли. Хочу донести, что оба молоды и пришли к этой проблеме недавно и пытаются очистить авгиевы конюшни. Но у них тоже большие трудности, им-то приходятся работать с теми, кого назначали или спустили сверху. И это очень большая проблема, действующие кадры менее управляемы», – резюмировал Алиев.
Аслан Калибеков,
Biz.kz