В новейшей истории казахского народа было много выдающихся деятелей, внесших большой вклад в становление нашей нации. Особенно это касается славной когорты представителей партии «Алаш». Но даже в их числе особняком стоит имя славного сына Великой Степи Ахмета Байтурсынулы. Накануне исполнилось 150 лет со дня его рождения.

Многие факты из его биографии Ахмета Байтурсынулы остаются малоизученными и еще недостаточно известны широкой публике. Талантливый педагог, выдающийся лингвист, поэт-сатирик родился 5 сентября 1872 года на территории современной Костанайской области в семье простых скотоводов. Происходил из рода аргын. По некоторым данным, его отец и старшие братья оказывали сопротивление произволу царских чиновников, за что подвергались гонениям.

Родители понимали – для того, чтобы стать успешным, их Ахмету нужно хорошее образование. Вначале он окончил Тургайскую двухклассную русско-казахскую, а затем и Оренбургскую казахскую учительскую школу. В пору взросления и становления в нем зарождался Учитель и Наставник для всего казахского народа. В 1902 году Ахмет Байтурсынулы стал делопроизводителем у директора народных училищ Акмолинской и Семипалатинской областей А.Алекторова в г.Омске. Спустя два года был назначен заведующим и учителем в русско-казахской школе в г.Каркаралинске. Казалось бы, отличная карьера! Многие этим и довольствовались бы. Но только не Ахмет Байтурсынулы. С юных лет выдающийся сын Великой Степи видел, в каком бесправном состоянии находится казахский народ в Российской империи.

Сакен Сейфулин писал: «Ахмет Байтурсынов – человек образованный. Он из тех просвещенных людей, кто в свое время возвысил свой голос против царских приспешников, встал на защиту угнетенного и униженного народа». С начала XX века Амет Байтурсынулы стал заниматься общественной и политической деятельностью. Принимал активное участие в становлении национально-демократического движения «Алаш». Как известно, это был период больших перемен в истории Российской империи. Ахмет Байтурсынулы всегда вставал на защиту законных интересов своего народа. Один из ярких примеров – его соавторство Каркаралинской петиции 1905 года. Документ поднимал злободневные проблемы образования, свободы вероисповедания, судебной системы, землепользования, необходимости выпуска национальной газеты и обучения детей на родном языке. Важной вехой на этом пути стало его участие в создании газеты «Қазақ» в 1913 году. Газета стала рупором и трибуной казахского народа. Разумеется, столь активная деятельность Ахмета Байтурсынулы не могла остаться незамеченной властями. Он неоднократной подвергался всяческим преследованиям со стороны царских властей. В 1909 году его задержали по подозрению в антиправительственной агитации и водворили в семипалатинскую тюрьму. Позднее его выслали на 5 лет за пределы Казахской степи с установлением полицейского надзора. Конечно, это еще были относительно «мягкие» методы давления по сравнению с теми, с какими он столкнется в период сталинских репрессий.

Несмотря на все трудности, Ахмет Байтурсынулы не оставлял без внимания вопросы, связанные с просвещением нашего народа. Он является автором первого казахского букваря, написанного в 1912 году, который позднее будет переиздаваться неоднократно. Также его перу принадлежат учебные пособия для учителей. Ахмет Байтурсынулы известен, как основоположник алфавита на основе арабской графики («төте жазу»). Им до сих пор пользуются миллионы казахов, проживающих в Китае, Иране и Афганистане.

С 1917 года Ахмет Байтурсынулы активно участвовал в организации партии «Алаш», создании Алашской автономии, входил в состав правительства Алаш Орды. Курировал вопросы образования и культуры. Этот период был одним из важнейших на пути к становлению государственности казахов. Сегодня мы понимаем, что через Алашскую автономию планировалось в перспективе прийти к созданию независимого национального государства. Примером для них служили такие новые страны на обломках Российской империи, как Грузия и Азербайджан. В настоящее время ученые находят свидетельства того, что руководители Алаш Орды обращались к правительствам зарубежных страны признать суверенитет автономного образования. Будем надеется, что вскоре нам представят конкретные факты.

Будем объективны, касаясь вышеизложенного. У степной автономии, в отличие от горных республик, в силу географических особенностей практически не было шансов хотя бы временно оторваться от бывшей метрополии и встать на путь самостоятельного развития. Тем не менее, считаю, что партия «Алаш» полностью использовала выпавший ей исторический шанс. Прежде всего, важным является определение границ автономии, которые позднее с некоторыми изменениями станут рубежами Казахстана. Историки считают, что Ахмет Байтурсынулы приложил огромные усилия для сохранения костанайского региона в составе автономии. Была большая вероятность того, что его отнимут в пользу Челябинской губернии.

В 1919 году Советская власть объявила об амнистии представителей Алаш Орды, и Ахмет Байтурсынулы перешел на сторону большевиков. Я не считаю этот шаг отходом от главных идей его жизни. Напротив. Думаю, наш выдающийся деятель принял решение и в новом качестве оставаться защитником интересов нашего народа. Об этом свидетельствует сама его дальнейшая жизнь. Ахмет Байтурсынулы многое сделал для того, чтобы автономия была реальной для казахов. Например, занимался подбором национальных руководящих кадров. Был первым наркомом просвещения Казахстана. В начале 20-х годов входил в Комиссию по оказанию помощи голодающим. Однако его позиция, как защитника национальных интересов, явно не нравилась большевикам.

Ахмета Байтурсынулы довольно быстро исключили из партии большевиков. Несколько лет он занимался научной деятельностью. В 1929 году его вместе с десятками соратников арестовали и позднее сослали в Архангельскую область. Жену, Александру Ивановну, и приемную дочь Шолпан, отправили в Томск. В 1934 году Ахмета Байтурсынулы освободили по ходатайству супруги Горького Е.Пешковой. Еще три года он прожил в Алматы. В кровавом 1937 году вновь арестован и после недолгого следствия расстрелян, как «враг народа». Виновным себя не признал. Реабилитирован в 1988 году.

…В эти дни в Казахстане широко отмечается 150-летний юбилей славного сына Великой Степи. В частности, проходят «Байтурсыновские чтения». В честь него названы вузы и улицы. Ему поставили памятники. Но главное в ином. Нам всегда нужно помнить наставления Ахмета Байтурсынова. Они очень актуальны и сейчас. Вот отрывок из публикации, которая была сделана больше 100 лет назад: «Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым делом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу».

Данияр Ишангали,

Biz.kz