Десять лет назад чиновники ожидали, что число жителей Нур-Султана достигнет 800 тысяч человек к 2020 году, но реальный прирост горожан оказался намного выше и сегодня их более 1,2 миллиона.
Столичные айтишники утверждают: город стал настолько умным, что больше они в прогнозах не ошибутся. По их словам, системой “цифрового двойника”, созданной в Казахстане, сегодня всерьез интересуются соседние страны. Она позволяет моделировать новые здания в точности до пяти сантиметров, но станет ли от этого меньше пробок?
ОТСУТСТВИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ГРОЗИТ РОСТОМ НАСИЛИЯ
По прогнозам ООН, примерно 55% мирового населения сейчас живёт в городах, и их доля увеличится до 70% к 2070 году.
Мегаполисы, которые обычно определяются как города с населением в десять миллионов человек и более, занимают менее 0,2 процентов площади Земли, при этом в них проживает каждый десятый человек на планете.
Такие данные привела итальянский политик, мэр Рима с 2016-2021 годы Вирджиния Рагги на форуме Nobel Fest, недавно проведенном в Нур-Султане.
Предполагается, что нынешнее население Планеты возрастет с 8 миллиардов до 9,7 к 2050 году и 11 миллиардов – к концу века. И если сегодня в 21 городе мира проживает более десяти миллионов жителей, через 50 лет будет уже 40 таких мега городов.
“Это значит, что такие города растут на 200% каждый год”, – резюмировала Вирджиния Рагги.
Все это заставляет администрации данных мегаполистов по-новому смотреть на их развитие. Поэтому на диалоговых площадках эксперты всё чаще говорят о городах будущего.
“С таким стремительным приростом мы должны предоставлять новые ресурсы, обеспечивать инфраструктуру. В противном случае появится множество новых рисков и насилия. Мы должны создавать безопасные, гармоничные города. Мы должны использовать технологии “умного города”, которые, к счастью, появляются сейчас”, – подчеркнула Вирджиния Рагги.
Технологии позволяют нам вовлекать людей в процессы принятия решений, чтобы они были больше осведомлены, брали на себя больше ответственности.
“Мы должны узнавать мнение граждан по стратегическим вопросам, делать так, чтобы решения принимались снизу вверх, и чтобы администрирование было более эффективным”, – посоветовала своим коллегам экс-мэр Рима.
Культура, образование, безопасность становятся приоритетами, в которые нужно инвестировать уже сейчас.
“Мы все знаем, что искусственный интеллект, системы самовождения роботами будут вести транспорт в будущем. Это уже сейчас происходит в некоторых экспериментальных моделях. Алгоритмы будут управлять транспортом, частной и общественной мобильностью. Компьютеры будут управлять огромным количеством данных, что позволит гражданам экономить время и энергию. Мобильность станет основным звеном этой цепи, и конечно город будущего должен иметь низкое воздействие на экологию”, – отметила она.
Чтобы управлять этими процессами, в 2010 году была создана Всемирная организация умных, устойчивых городов WeGO, которая сегодня насчитывает 211 членов по всему миру.
Это международная ассоциация городских и других органов местного самоуправления, поставщиков интеллектуальных технических решений и национальных и региональных учреждений, приверженных превращению городов в интеллектуальные устойчивые города.
Секретариат WeGO находится в Сеуле и поддерживается региональными офисами в Африке (Абуджа, Нигерия), Восточной Азии (Чэнду, Китай), Евразии (Ульяновская область, Россия), Средиземноморье (Бейоглу, Турция) и Латинской Америке (Мехико, Мексика).
“Во время пандемии мы поняли, насколько важно обеспечить цифровую обработку данных и насколько важна цифровизация данных”, – отметила проектный менеджер организации Дженни Джунг, которая рассказала о проводимых семинарах.
“Мы разрабатываем различные инструменты в области смарт-городов и хотим, чтобы города стали ориентированы на граждан. На то, чтобы во главе угла смарт-городов стоял человек, проживающий в этом городе”, – подчеркнула она.
КАК BIG DATA БОРЕТСЯ С ПРОБКАМИ
Руководитель управления цифровизации и государственных услуг города Нур-Султан Ботагоз Касабек отметила, что при планировании развития главного города Казахстана эксперты равняются на опыт городов-побратимов: Сеула и Оттавы.
“Когда урбанисты рассматривают тот или иной проект, предложения, мы им говорим, чтобы они всегда смотрели на те города, которые очень похожи с нашими климатическими условиями. На текущий момент такие примеры – это Сеул и Оттава. Потому что это два города-побратима для столицы”, – сообщила Ботагоз Касабек.
Это связано со схожестью климатических условий.
Канада, где так ветрено и холодно зимой, предусмотрела подземный мир, соединив между собой жилые комплексы подземными паркингами, в которых есть различные кафе и магазины. “Практически в зимние периоды на земле никто не проводит. Все коммуникации под землёй, под городом, и все общаются в такой экосистеме”, – рассказала глава управления цифровизации.
Представитель акимата не исключает, что в Нур-Султане также могут появиться “подземные” объекты. Ранее этому препятствовала болотистая местность, “но сейчас вышли новые технологии, есть интересные возможности, где мы можем в дальнейшем, если будем строить новые районы, то планировать отправлять что-то под низ”.
Такое решение уже рассматривается столичными властями, но такие объекты можно планировать в тех местах, где нет повышенной влажности.
“Во-первых, будет меньше пробок; во-вторых, нам, жителям, будет комфортно не находиться постоянно в ветреный зимний период на земле”, – пояснила Ботагоз Касабек.
Так как столица является центром притяжения, никто даже десять лет назад не предполагал, что 2022 году, в городе будет проживать 1 миллион 260 тысяч человек. А потому не было запланировано достаточное количество инженерных коммуникаций, дорог и социальных объектов.
“Десять лет назад этого не учли. Сейчас мы все факторы закладываем в алгоритмы. Есть Big Data, которая анализирует, в зависимости от того, как при миграциях будет расти город. Если будут какие-то события, политические или ещё какие-либо изменения, то такие ситуации относятся к форс-мажорам. А так, в текущем положении в среднем город будет расти ежегодно на 50 тысяч человек”, – отметила представитель акимата.
Просчеты были допущены не только в численности жителей. Никто не думал, что в каждом доме, в каждой семье может быть две-три машины. На тот момент планировалась одна машина на одну квартиру.
“Для решения проблем с пробками мы ввели местами одностороннее движение. Ранее для автобусов была выделена отдельная полоса. Сейчас принимается решение, чтобы выделенная полоса была только в определенное время, а во всё остальное время она была доступна всем жителям, чтобы большой поток машин не застревал только из-за автобусов. Ежедневно эти решения принимаются, и мы их принимаем на основании ITSM систем и Big Data. Нам система показывает, сколько машин, в какое время, какие участки забивают, и исходя из этого мы разгружаем эти участки”, – пояснила глава столичного управления.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ НУР-СУЛТАНА
Руководитель столичного управления цифровизации и государственных услуг убеждена, что цифровизация шагнула так далеко, что нет такой профессии, в которой специалист не должен повышать свою квалификацию в IT, будь то бухгалтер, архитектор или журналист.
Совершенствуются и госуслуги с расширением линейки различных приложений, введением карточной системы оплаты в школьных столовых и в общественном транспорте, обращением к монополистам по теплу, газу, свету, которые в своей работе используют информационные системы. Всё это работает в единой экосистеме Центра городских услуг IQala.
Она образовалась изначально из картографической системы. Задача стояла по созданию геоинформационного портала, но в ходе этой работки пришла идея оцифровки всего города и земельных участков, а также инженерных сетей в системах 2D и 3D моделирования.
Сейчас она позволяет планировать строительство объектов при интеграции с BIM-системами. Теперь компьютер при планировании строящихся объектов показывает, какая будет парковка, какой высоты здание, в какой стороне будет какой ветер и стоит ли строить дом на этом месте какие есть коммуникации в точности до пяти сантиметров.
Кроме того, можно заранее на каждого человека планировать мощности инженерных сетей, тепла и воды.
“Наша система в части “цифрового двойника” уже признана мировыми экспертами. Система получила ряд номинаций, так как в Центральной Азии, в СНГ такой точной карты нет. Казахстан смог это сделать, и соседние страны очень сильно интересуются ею. Это сделано руками наших студентов Назарбаев университета. Они работали с картографией съемок всех объектов”, – отметила Ботагоз Касабек.
“Векторная 3-D карта также нужна для наших служб, которые каждый день трудятся на территории, помогают озеленять, улучшают город. И вы, наверное, заметили, что в последнее время много пробок. Это связано с тем, что было много строительства, много новых объектов, которые были построены без парковок. Не было ни заездов, ни выездов. На текущий момент, видя эту проблему, мы спроектировали алгоритмы, и теперь можем спокойно показывать и говорить, в каком месте какой объезд нужен и где нужно разгрузить дорогу”, – пояснила она.
УРБАНИЗАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Ввиду казахстанских особенностей, где огромная площадь и относительно небольшая густонаселённость, в нашей стране нет мегаполисов с населением более десяти миллионов человек (это едва ли не половина населения всей страны).
Всего в Казахстане 89 городов, в которых проживает 56% населения всей республики. В их числе – 27 населенных пунктов со статусом моногородов.
22 города насчитывают более 100 тысяч жителей.
Крупнейшие мегаполисы – Алматы (почти 2 миллиона человек), Нур-Султан (почти 2,2 миллиона), Шымкент (1 миллион), Актобе (более 500 тысяч жителей).
В программе развития регионов до 2025 года говорится, что в целом за последние десять лет численность городского населения увеличивается по сравнению с ростом сельчан. Так, численность горожан с 2009 по 2019 годы (данные на начало года) увеличилась на 23,5%, сельского – на 5,2%, при общем росте всего населения страны на 15,1%.
Уровень урбанизации в Казахстане составил на начало 2019 года, 58,2%, или увеличился за 2018 год на 0,8 процентных пункта (в 2017 году – 57,4%, в 2016 году – 57,2%, в 2015 году – 56,8% и в 2014 году – 56,6%).
Темпы урбанизации в Казахстане имеют неоднозначную картину. Так с 1990 по 2001 годы доля городского населения уменьшилась с 54,8% до 50,3% и на 1 января 2019 года достигла уровня 58,2%. Это значит, что за 28 лет фактический рост городского населения составил всего около 3%, тогда как уровня урбанизации с 56% до 70% достигли: Южная Корея за 7 лет (1980-1987 годы), Саудовская Аравия – 8 лет (1974-1982), Малайзия – 12 лет (1996-2008).
При этом в программе указывается на “недоурбанизированность” страны, поскольку имеется много малых/средних городов (27 моно- и 41 малый город), а на долю 3-х крупных городов (Нур-Султан, Алматы, Шымкент) приходится только 21% всего населения. Это ниже, чем в большинстве стран ОЭСР где в среднем 38%.
По мнению депутата мажилиса Айкына Конурова, гонка за показателем урбанизации не обоснована, поскольку за ней упускается задача повышения качества жизни граждан.
Так, ничем не аргументирована постановка вопроса о том, что урбанизация будет автоматически способствовать повышению ВВП. Исследование Всемирного экономического форума показало отсутствие прямой связи между увеличением доли городского населения и экономическим ростом.
Кроме того, по его мнению, в результате урбанизации вокруг городов складываются так называемые “пояса бедности”.
По его мнению, реальные проблемы региональной политики заключаются не в низкой доле городского населения, а в крайне неравномерном развитии, и урбанизация во многом этому способствовала. Процессы внутренней миграции стали уже, по сути, неуправляемыми.
Приезжающие из регионов люди вынуждены расселяться в дачных массивах, которые не приспособлены для постоянного проживания такого количества граждан.
Это особенно актуально в свете недавнего доклада “От кризиса к катастрофе”, который опубликовал Oxfam или Оксфордский комитет помощи голодающим.
По мнению экспертов, в 2022 году 263 миллионам человек грозит нищета, в то время как 860 миллионов будут выживать с доходом в 1 доллар 90 центов в день.
Число людей по всей планете, которые впервые окажутся за чертой бедности, соответствует населению Германии, Франции, Великобритании и Испании вместе взятых.
К росту крайней бедности в мире привела пандемия COVID-19. Сопутствующими факторами стали углубление социального неравенства, а также повышение цен на продовольствие и сырьё, вызванное войной на Украине.
Нурали Омар,
Нур-Султан
Biz.kz