Ровно 81 год назад не стало Мустафы Шокая, видного казахского и общетюркского деятеля, пламенного борца против советского порабощения Центральной Азии. Он скончался при невыясненных обстоятельствах в госпитале «Виктория» в Берлине. Похоронен там же, на мусульманском кладбище. Так завершился путь нашего великого соотечественника, чья жизнь прошла в неравной борьбе.

В жизни любого человека происхождение, воспитание и образование играют большую, если не решающую роль. Это хорошо видно на примере биографии Мустафы Шокая. Родился он 25 декабря 1890 года в ауле Аулие-тарангыл, недалеко от сегодняшней Кызылорды. Его дед был правителем Сырдарьинской области, а отец – уважаемым в народе судьей. Мустафа с раннего детства проявлял тягу к знаниям. Вначале окончил русскую школу в г. Перовске (ныне Кызылорда), а затем и Ташкентскую гимназию, где ранее учился Александр Керенский. Позднее оба политика будут не раз пересекаться в жизни.

После окончания гимназии Мустафа, как лучший ученик был удостоен золотой медали. Следующий этап образования – юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1912 году умер отец и по просьбе земляков Мустафа некоторое время занимал должность судьи в родных краях. В тот период шла реализация «столыпинской реформы». В Казахстан хлынул поток бедных крестьян из России и Украины. Молодому судье приходилось решать непростые земельные споры. Уже тогда он видел несправедливость царской администрации по отношению к коренному народу.

Мустафа Шокай защищал интересы не только своих земляков, но и всех казахов. Это было очень непростым делом, так как еще в 1907 году коренные народы Сибири и Средней Азии по указу Николая II были лишены избирательного права. Они потеряли даже незначительное представительство в государственной Думе.

В 1914 году Мустафа с отличием закончил университет. Алихан Букейханов рекомендовал его в секретари мусульманской фракции Госдумы. Позже он должен был баллотироваться в депутаты от Башкирии, параллельно защищая интересы казахского народа. Работа в Думе значительно повлияла на будущее Мустафы Шокая. Он получил бесценный политический опыт. И вскоре он пригодился.

В 1916 году, как известно, царское правительство решило призвать почти полмиллиона жителей Средней Азии на тыловые работы, хотя ранее коренные жители региона были освобождены от воинской повинности. В Степном крае и Туркестане начались мощные восстания. В Госдуму поступили многочисленные жалоб и протесты. В Ташкент выехала специальная комиссия во главе с Александром Керенским. В ее состав в качестве секретаря и переводчика входил и Мустафа Шокай. По всей видимости, именно он приложил немалые усилия для того, чтобы комиссия объективно разобралась с ситуацией на местах. По возвращению с столицу Александр Керенский выступил в Думе с большим докладом с анализом причин восстания в Средней Азии. Мустафа Шокай подготовил и свой, отдельный доклад для мусульманской фракции. Однако вскоре Госдума была распущена, а царь отрекся от престола.

Сразу после Февральской революции в 1917 году Мустафа Шокай уехал в Ташкент, где начал издавать газету «Бірлік туы» («Знамя единства»). В этом издании он впервые высказал идею о независимости тюрков Средней Азии, призывал их к борьбе за свободу от колониального ига, отмечал необходимость крепить братство родственных народов региона. Параллельно он выпускал и газету «Свободный Туркестан» на русском языке, где пропагандировал демократические принципы. Так начался один из самых ярких периодов в жизни молодого патриота. Уже в апреле в Ташкенте на специальном съезде был создан Туркестанский Национальный Совет. Председателем исполкома избрали Мустафу Шокая, которому тогда было всего 27 лет. А в июле он стал делегатом Всеказахского съезда в Оренбурге, где была образованна партия «Алаш». В следующем месяце становится членом Туркестанского комитета Временного правительства, в который также входили Алихан Букейханов и Мухамеджан Тынышпаев. Если бы не октябрьский переворот, устроенный большевиками, уже тогда, вероятно, сложились бы предпосылки для создания сначала автономии, а затем и независимого государства тюрков в Средней Азии.

29 октября 1917 года красные захватили Ташкент и решили арестовать членов Туркестанского комитета. Мустафа Шокай и его соратники были вынуждены продолжать свою деятельность в Ферганской долине. 27 ноября на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде в Коканде было объявлено о создании Туркестанской автономии во главе с Туркестанским Временным Советом, лидером которого вначале стал Мухамеджан Тынышпаев, которого затем сменил Мустафа Шокай. В декабре он принял участие во Втором общеказахском съезде в Оренбурге, где провозгласили Алашскую автономию, стал членом правительства «Алаш Орды», но затем вернулся в Туркестан. В январе 1918 Мустафа Шокай отклонил ультиматум большевиков и отказался признать власть Советов. Красные ответили силой. В Ташкент из Москвы прибыли 11 вагонов бойцов и командиров с артиллерией. В состав отряда вошли солдаты местного гарнизона и армянские дашнаки. 6 февраля 1918 года большевики начали штурм Коканда. За три дня город был разрушен и разграблен. Погибли тысячи ни в чем не повинных мирных жителей. В результате в Туркестанской автономии началось мощное национально-освободительное партизанское восстание, которое длилось много лет. Восставших большевики, как мы знаем, называли «басмачами».

Мустафа Шокай чудом спасся во время разгрома Команда. Бежал в Ташкент, где тайно проживал пару месяцев. Здесь же женился в апреле 1918 года на русской актрисе Марии Гориной. Сам этот факт свидетельствует, что Шокай не был националистом (в советском понимании этого термина). Его избранница стала надежной подругой до конца дней. Позже, уже в Европе, он говорил: «Мы называли Советскую власть, установленную в Ташкенте, «врагом нашего народа». Я не изменил свою точку зрения за последние 10 лет». Кроме того, им была написана книга «Туркестан под властью Советов. К характеристике диктатуры пролетариата». В ней была дана предельно четкая оценка зверствам большевиков, и на Западе получили представление о кровавых деяниях красных в Средней Азии.

Несмотря на трудное положение, Мустафа Шокай не отказался от политической борьбы. В Западном Казахстане нашел членов правительства «Алаш Орды» Досмухамедовых и примкнул к ним. В дальнейшем он сотрудничал с антибольшевистскими движениями Зауралья и Сибири. У разных сил, участвовавших в Гражданской войне, были свои планы на будущее. Однако Мустафа Шокай прежде всего отстаивал интересы казахов и других народов Средней Азии.

Успехи Красной армии не образумили лидеров антибольшевистских движений. Они часто конфликтовали между собой, что вскоре и привило их к краху. Мустафа Шокай неоднократно арестовывался, но сумел бежать. Позднее с женой оказался в столице Грузии, где прожил примерно два года. Писал для газет «Борьба» и «Вольный горец». Был главным редактором журнала «На рубеже». В феврале 1921 года Тифлис заняли части Красной армии. Шокаю пришлось уехать в Турцию, а затем и эмигрировать во Францию. Следует особо отметить, что Мустафа Шокай всегда был непримиримым противником большевиков и в отличии от некоторых своих соратников не пошел на службу к Советской власти. Именно поэтому ему пришлось навсегда покинуть Родину. 

Жизнь в Париже не была легкой. Но Мустафа Шокай активно сотрудничал с эмигрантской прессой, писал статьи и на гонорары содержал семью. Примечательно, что в Стамбуле в 1927-1931 годах он сумел наладить выпуск журнала «Жана Туркестан» («Новый Туркестан»). А с 1929 года организовал выпуск в Берлине журнала «Жас Туркестан» («Молодой Туркестан») и стал его главным редактором. Издание просуществовало 10 лет вплоть до начала Второй мировой войны. Свет увидело 117 номеров. Мустафа Шокай знал несколько европейских языков, что позволило ему выступать с докладами и аналитическими обзорами в Париже, Лондоне, Стамбуле и Варшаве. Руководил Туркестанским Национальным Объединением, который был создан в столице Франции. При этом, никогда не терял связи с Родиной. Доподлинно известно, что в 1925 году он встречался с Амре Кашаубаевым, который приехал в Париж для участия в выставке ЭКСПО. Через талантливого исполнителя передал письма своим друзьям-алашординцам. В 1932 году, когда в Казахстане свирепствовал массовый голод, Мустафа Шокай обратился через европейское радио к народам Средней Азии с призывом подняться на борьбу с Советской властью. (Запись этого выступления сейчас хранится в Астане). В 1933 году пытался организовать побег из лагеря Миржакыпа Дулатова, но тот отказался, опасаясь за судьбу родных и вскоре умер в заключении.

22 июня 1941 года, сразу после нападения Германии на СССР, нацисты арестовали многих видных эмигрантов, в том числе и Мустафу Шокая. Его перевезли в Берлин, явно рассчитывая использовать, как минимум, для идеологической борьбы, а затем и предложили возглавить так называемый «Туркестанский легион». Мустафа Шокай посетил лагеря для военнопленных в Сувалках, Вустрау и Ченстохов. Его потрясли нечеловеческие условия, в которых содержались уроженцы Средней Азии. В их числе было немало казахов. По некоторым данным, Мустафа Шокай даже встретил среди них своих родственников. И осенью 1941 года он писал: «Сталин и Гитлер – оба злодеи». Пытаясь облегчить участь земляков, Мустафа Шокай предлагал в начале улучить условиях содержания военнопленных. Но немцы отказали. Тогда он написал письмо Иохиму фон Риббентропу, в котором были такие слова: «…видя, как представители нации, воспитавшей таких гениев, как Гете, Фейербах, Бах, Бетховен, Шопенгауэр, обращаются с военнопленными… я не могу принять предложение возглавить Туркестанский легион и отказываюсь от дальнейшего сотрудничества. Все последствия моего решения я осознаю».

Сразу после этого Мустафа Шокай якобы заболел тифом и умер в одном из госпиталей Берлина. Однако есть версия, что его отравили нацисты за отказ сотрудничать с ними. Подозревали и узбека Вели Каюм-хана, который и возглавил затем «Туркестанский легион».

Как бы там ни было, можно с уверенностью сказать, что до последних своих дней Мустафа Шокай защищал интересы казахов и других народов Средней Азии. В советское время мы о нем почти ничего не знали. Официальная пропаганда тех лет называла Мустафу Шокая коллаборационистом, что, как выясняется, не соответствует действительности. И памятники выдающемуся сыну казахского народа стоят сегодня не только на его Родине, но и в Париже.

Данияр Ишангали,

Biz.kz