Новый метод работы с детьми с особыми образовательными потребностями изобрела педагог из Актобе Гульсана Магзымбетова. По её методике любой музыкальный инструмент можно освоить за … 15 минут. Преподаватель сделала невозможное возможным: 5-летние дети за пару уроков осваивают домбру и выступают на концертах. Сейчас ее методика находится на апробации в министерстве просвещения, а сама педагог открыла студию, и у неё нет отбоя в клиентах. О том, что учительство – это талант, и как пришла идея, воспитатель рассказала в интервью корреспонденту Biz.kz.

Несколько лет назад Гульсана работала рядовым воспитателем в детском саду. Однажды ее пригласила заведующая, и, так как у педагога был красный диплом по домбре, предложила взять группу детей 4-5 лет на дополнительное обучение.

«Я начала попробовать по нотам. Дети вообще не умеют ни читать, ни писать, цифр не знают. Потом попробовала по цифровой методике. Месяц по нотам, никакого результата, месяц по цифрам, тоже. Занятия были один раз в неделю, дети как уходили, так и обратно приходили. Визуально пробовала учить, чтобы повторяли, через неделю они забывали», – вспоминает специалист.

Так прошло два месяца, а прогресса нет.

«Я проработала просто так. Потом уже отчаялась, начала отказываться. Потому что родители ждут результат»,- говорит Гульсана.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, педагог обратилась к методисту учреждения с вопросами.

«Я ей говорю: «Ваши дети ничего не знают, я не могу их научить». Она отвечает: «Почему? Мои детки знают геометрические фигуры и цвета, могут различать». И, как говорится, выход всегда есть. И вот я сопоставила фигуры, превратила в пальчики, цвета в ноты. Цвета – это аналог нот. Семь цветов, семь нот. Просто нужно было довести до детей, каким пальчиком нажимать струны. И здесь помогли именно геометрические фигуры, простые, но которые они различали. Все оказалось очень легко. На первом занятии за первые 15 минут ребёнок, взрослый, дети с ограниченными возможностями, без разницы, все без моего участия играют с листа, сами», – делится педагог.

Так, с легкой подачи воспитателя из Актобе  нота «до» обрела на уроках чёрный цвет, ре – синий, ми – зелёный, фа – красный и так далее.

«У меня домбры покрашены в два ряда, как струны. Первый ряд это нижняя струна, второй – верхняя. У каждого деления есть свой цвет. Это все пишется на белой бумаге, разными цветами и фигурами. И они смотрят на ноты, видят фигуры, те же цвета, только на домбре. Что видят, то и нажимают. Аналогично эту же методику можно перенести на любой другой инструмент, так как все они основаны на нотах. Через три месяца эти дети у меня уже играли маленькие произведения, и на выпускной мы организовали концерт»,- рассказывает Гульсана.

Следующим этапом распространения новой методики стало частное дело. Как только воспитатель вышла в отпуск, арендовала помещение, дала объявление об обучении детей, в том числе особенных. Желающие нашлись сразу же.

«Немного сложно с аутистами, но они тоже обучаются. Точно также быстро начали схватывать. У них очень чувствительные подушки пальцев, некоторые испытывают трудности из-за этого. Но в основном все играли».

Так, в течение года Гульсана использовала новый метод в обучении людей с ограниченными возможностями – с ДЦП, задержкой психического развития, аутизмом, синдромом Дауна, глухонемыми. И практически у всех был результат. На данный момент методика защищена авторским правом и находится под охраной Бернской конвенции. Сегодня в министерские просвещения проводится апробация для дальнейшего распространения по всему Казахстану.

«Дети сейчас очень разные. Ежегодно количество особенных деток растёт. Каждый третий ребёнок с болезнью. Мы должны перенимать опыт, должны быть к этому готовы, обучать данных детей, иметь методики. Что хочется добавить. У них многому учишься. Они жизнерадостнее, о минусах вообще не думают, все превращают в плюсы. С обычными людьми общаешься, многие недовольны, жалуются. А дети радуются каждой мелочи. Трудолюбивые, способные. Моя цель – распространить методику и помочь максимально большому количеству людей. В дальнейших планах выйти на Европу, Америку и так далее. Потому что таких деток много не только у нас. Но сначала нужно закрыть потребности у нас в стране», – заключила Гульсана Магзымбетова.

Меруерт Шакенова