Талант мало иметь. Помимо того, что его нужно развивать, важно подавать под правильным соусом, и, в конечном итоге, продавать. Не так давно в Казахстане задумались о том, как поддерживать креативное сообщество, а не только искусство. К примеру, в скором времени модельеры, актеры, ремесленники и художники могут получить возможность доступа к помещениям, находящимся в государственной собственности. Почему в стране решили развивать креативную индустрию, корреспонденту Biz.kz рассказал заместитель председателя правления АО «Национальная компания «Kazakh Tourism» Кайрат Садвакасов.

 – Креативная индустрия – это творческая деятельность, которая монетизируется за счет того, что талант создает что-то уникальное. Это может быть песня, саундтрек, фильм, сериал, ручные изделия. И второй момент –  получение авторского права. В последующем человек за счет него может дальше монетизировать  и получать прибыль. Ранее креативные индустрии не были в поле зрения государства, и упор больше делался на развитие культуры, искусства с точки зрения возрождения. Постановки, выставки в ключе того, чтобы показать значимость прошлого, тогда как креативная индустрия больше смотрит в будущее, на текущие моменты и тренды. К примеру, государственные театры – это про культуру, а если взять альтернативный театр “АRTиШОК” – это как раз таки креативная индустрия. То есть люди не получают денег от государства, а, наоборот, генерируют прибыль за счет того, что пьесы, которые они ставят, в десятки раз дороже. И они либо поддерживаются частным бизнесом, меценатами, либо это коммерческий проект.

  Если посмотреть на самый большой мегаполис страны, то Алматы является хабом фильм-индустрии Казахстана. Учитывая наличие инфраструктуры в виде AO «Казахфильм» имени Шакена Айманова, господдержки в форме Государственного центра поддержки национального кино, а также Академии им. Жургенова, университетов «Туран», «AlmaU», которые реализуют образовательные программы в сфере кино, сформировался целый кластер, вокруг которого начали появляться более креативные команды. К примеру, «Salem Social Media» стал, по сути, первым негосударственным фондом поддержки молодых талантов. Как вы знаете, их фильмы смотрят не только в Казахстане, но и в странах Центральной Азии, что говорит о необходимости интеграции на основе языковой и культурной общности. Также хотелось отметить проекты Nomad Stunts и Kun-do – это каскадерские центры, которые сегодня делают постановки экшн-сцен для крупных киностудий и участвуют в масштабных баттл-сценах. Nomad Stunts в лице Жайдарбека Кунгужинова принимали участие в съемках таких картин, как «Мулан», сериала «Марко Поло», «Дневной дозор», «Неудержимые-2». Специализация Nomad Stunts именно в трюках на лошадях. Это уникальный пример, когда наше национальное достояние нашло применение в креативных индустриях.

 – Иными словами, продажа таланта…

 – Да. В мире, как и у нас, процентов 80 креаторов, в основном, фрилансеры. Поэтому отрасль сложнее продвигать: люди независимые, могут получать доходы из-за рубежа, в том числе в криптовалюте. Мы бы хотели, чтобы все, кто зарабатывает таким образом, — только в Алматы около 40 альтернативных театров, – вышли из тени, начали активно заявлять, что они – креативная индустрия. И для этого мы сейчас прорабатываем ряд финансовых и нефинансовых мер господдержки.

– Как государство может повлиять на развитие этой индустрии?

 – У талантов сегодня несколько сложностей, с которыми они сталкиваются. Первое, инфраструктура. То есть, для тех же альтернативных театров создать сцену довольно дорого. Кому-то повезло, а кто-то до сих пор на цокольных этажах ютится, не может полномасштабно выйти и заявить о себе. Таким мы хотели бы помогать, во-первых, созданием креативных хабов. Это новое направление, что-то наподобие коворкинга, только с возможностью получить доступ к студиям звукозаписи, студиям, где можно было бы снимать передачи, подкасты, ролики для тик-ток, где был бы лекторий, и такие же креативные люди собирались на мастер-классы, создавали коллаборации. Подобные хабы уже появляются в Казахстане. Есть несколько в Алматы, часть с упором на современное искусство, галереи, есть комбинированные, и галереи, муралы, куда приходят люди, снимают контент для тик-ток. Есть более технологичные, наподобие Astana Hub. И государство сейчас смотрит на то, чтобы часть своих помещений переоборудовать под креативные хабы такого рода. Это одно направление. Второе – обеспечить более свободный доступ креаторам в помещения культуры, искусства. Те же альтернативные театры могли бы с классическими работать. Например, по вечерам, когда свободные залы, предоставлять их независимым театрам для репетиции.

 – Какая помощь на сегодня в количественном выражении уже имеется для креативщиков?

 – Сейчас все в процессе, потому что необходимо внести изменения в закон «О госимуществе». Мы на стадии создания законопроекта, который позволит задуманное воплотить. Но, уже в Национальном музее создается центр ремесленников, потому что ремесленники – часть креативной индустрии. На первом этапе там сделали больше торговых рядов, и в последующем будут мастерские. Это живой пример, когда в госучреждениях можно будет талантам предоставлять помещения.

 – На бесплатной основе?

 – Сейчас пока обговаривается, скорее всего, будет льготный доступ. Не совсем бесплатно, но скидки будут.

 – Обучение также один из способов поддержки креативщиков.

 –  Да, помимо локации, проблема и в том, что необходимо постоянно повышать квалификацию. И это уже второе направление, когда можно было бы на базе креативных хабов привозить известных людей, проводить мастер-классы, обучение по налоговым или юридическим вопросам, помогать с маркетингом. То есть, так называемый девелопмент проектов, когда предложенная идея действительно хорошая, но ее надо правильно упаковать, чтобы дальше начать поиски инвестиций. И все это через акселераторы, инкубаторы планируется делать. И третье большое направление для развития креативной индустрии в стране – финансирование. Средств, как мы знаем, всегда мало. На сегодня закон, в принципе, уже позволяет, чтобы существующие меры господдержки также распространялись на креативную индустрию. Сейчас мы в процессе определения видов экономической деятельности в классификаторе ОКЭД. Это все обсуждается с НПП, и думаю, что в этом году уже сможет ряд секторов попасть под господдержку. Также поднимается вопрос об освобождении от налогов, но этот вопрос быстро не решится. Есть инициатива, чтобы определенные ОКЭДы включить в Astana Hub, так как там IT-специалисты в безналоговом режиме работают.

 – IT тоже относятся к креативной индустрии?

– Да, креативная индустрия – это объемное понятие, туда и айтишники входят, киношники, музыканты, художники, ремесленники, мода. Так как IT-специалистами занялись раньше, они немного обособленно работают, хотя это одна из самых больших частей креативной индустрии. У них свой налоговый режим.

 – Блогеры тоже будут подпадать под креативную индустрию?

 – В данное время такого вида экономической деятельности как “блогер” нет. Многие из них работают как фрилансеры.

 – Какую пользу сможет извлечь государство от развития креативной индустрии?

 – В первую очередь, создание рабочих мест. То есть, увеличивая объемы сериалов, которые будут сниматься, проводимых концертов, выставок и так далее, можно будет привлечь больше молодежи, зрелых людей, которые смогут себя попробовать в чем-то: написание сценариев, продюсирование, съемка, монтаж. Далее увеличение экспорта. Сегодня в мире те же сериалы очень хорошо потребляются. К примеру, стриминговые площадки, в том числе российские, заходят сюда и снимают здесь фильмы, финансируют. То есть получается, будет больше потребности в операторах, режиссерах, актерах. Соответственно, больше будет и возможностей для реализации себя.  Или, к примеру, человек хорошо рисует, но пока ограничен тем, что продает картины у себя в инстаграмме. Мы же будем помогать художникам выставлять произведения на международных маркет-плэйсах, где продаются картины, в том числе за криптовалюту, других площадках, где картины закупают частные коллекционеры. Либо вывозить художников за рубеж, и выставлять их в галереях и арт-ярмарках. Это все влияет на имидж, узнаваемость страны.

 – Подсчитана примерная экономическая прибыль от такой деятельности?

 – У нас есть концепция развития отрасли, она предполагает, что вклад ВВП от развития креативных индустрий мы увеличим в два раза. Сейчас мы говорим о 2-2,5%, цель к 2025 году повысить до 5%. Для этого нужно не просто обучать людей, а скорее способствовать тому, чтобы Казахстан был удобной площадкой, чтобы здесь можно было реализовывать любые креативные идеи. Всего, по данным на 2020 год, в Казахстане примерно 53 тысячи малых и средних предприятий, которые пока условно подпадают под креативные индустрии.  И порядка 310 тысяч людей работают в этой сфере. Хотя, по факту, наверное, больше, с учетом того, что многие фрилансеры. Сама концепция была принята в конце 2021 года. В прошлом году мы внесли необходимые изменения в закон «О культуре», чтобы закрепить понятие креативных индустрий,  кто за это отвечает. В итоге за министерством культуры закреплено полномочие по развитию креативных индустрий. В этом году мы идем с новым законопроектом, чтобы еще больше дать возможности талантам. Это закон «О госимуществе», как было озвучено ранее. Также, если получится, мы бы хотели, чтобы в этом году был создан специальный фонд поддержки креативных индустрий. Музыкантов, хореографов, модельеров, дизайнеров нужно поддерживать. Соответственно, такой фонд поддержки должен быть создан, чтобы, к примеру, молодые таланты, когда поехали на очередной конкурс, могли обратиться в фонд, и элементарно получить поддержку в организации поездки.

Меруерт Шакенова