В этом году АО «НК «Kazakh Tourism» планирует реализовать инициативу по изменению креативного ландшафта в Казахстане. Это означает, что в городах вместо заброшенных зданий появятся новые пространства с различным творчеством. Например, в Караганде в 2022 году был презентован новый мурал, расположенный на заднем фасаде здания Карагандинского русского драматического театра имени К.С. Станиславского. Данный проект решил социальные задачи. Была очищена территория от мусора, сейчас идёт работа по утверждению бюджета для площадки и сквер для молодежи. О том, где еще появятся подобные пространства и каким образом за счет уличного креатива в РК хотят развивать экономику, корреспонденту Biz.kz рассказала директор департамента креативного туризма АО «НК «Kazakh Tourism» Ирина Харитонова.

– Расскажите, в чем заключается суть развития креативного ландшафта?

– Суть в изменении пространства зданий, куда вовлекаются местные художники, креаторы. Мы, как государство, поддерживаем эти проекты, привлекаем частный бизнес. Если коснуться других стран, то во многих европейских городах есть примеры преображения площадей заводов после того, как они перестали функционировать. По факту жители остаются без работы, встает вопрос, что делать. И они начинают реорганизовывать рабочие пространства в креативные. Создаются мастерские для художников, креаторов, инноваторов. Со временем это все становится точкой притяжения молодежи, туристов, криминальные районы превращаются в творческие. Сейчас это достопримечательности городов. И мы решили посмотреть, как это может работать в Казахстане. 

-В столицах такая работа ведется стабильно, есть ли успешные примеры в регионах? Какие там результаты? 

-Успешный пример –  театр Станиславского в Караганде. Он располагается на одной из центральных улиц. С лицевой стороны, красивый фасад, а внутри наблюдалось достаточно упадническое настроение. Там жили бездомные, не было освещения, все признаки криминального логова. Инициативная группа предложила реорганизовать эту площадь при взаимодействии со спонсорами, привлекли один из казахстанских банков. Во время подготовки мурала было вывезено более семи КАМАЗов мусора, очистили территорию. Сначала горожане возмущались, потому что многие не понимали, что происходит, резали сухие деревья. Но когда стали видеть, что делаем, а большая стена превращалась в арт-объект, и трехэтажное здание стало центром креатива для молодежи – сейчас там постоянно снимают тик-токи – отношение поменялось. В этом году ведутся переговоры с акиматом дальше облагородить, сделать асфальт. Проведено освещение. В итоге сократилась преступность, нет мусорных свалок. То есть, в этом и заключается изменение креативного ландшафта, можно просто убрать, а можно убраться со смыслом, еще и создать арт-объект.

– Различные архитектурные формы вводятся в городах, недавно открыли  паблик-арт Мәсі в Астане.

Справка:

Произведение искусства столичного художника Мансура Смагамбетова вдохновлено историей большого путешествия, совершенного казахскими сапогами – мәсі, изготовленных в национальном стиле кочевников и найденных в начале прошлого века английскими исследователями в Семиречье. Казахские мәсі сегодня являются одним из раритетных экспонатов и выставлены в постоянной коллекции Британского музея в Лондоне. Теперь гигантская копия этих сапог, высотой почти 3 метра, украшает бигвилль Jetisu.

– Да, это результат совместной работы. Это здоровая  экосистема – именно так должна развиваться креативная экономика. В декабре прошлого года, когда мы проводили первый питчинг креативных проектов, проанализировали, как остро рынок нуждается в инвестировании. И создали площадку, на которой инвесторы и креативные предприниматели смогли найти друг друга. Проект «Мәсі» дает реальную картину того, как может взаимодействовать государство, бизнес и креаторы. Здесь хочется отметить, что мы готовы рассмотреть не только муралы, но и малые архитектурные формы, скульптуры, и так далее. Как правило, не все художники понимают, как правильно себя продвигать, многие не знают, как выйти на инвестора, презентовать им. Сейчас регионам – зеленый свет: желающие могут на нас выходить с идеями. Нам важна социально-направленная идея, которая покажет, что мы можем изменить. Ближайшие города, которые мы рассматриваем для создания новых арт-объектов – Актау, Конаев, Семей, Павлодар. 

– Уже известны примерные экономические выгоды от развития креативного ландшафта?

– Мы с  Алматы менеджмент университет планируем провести такое исследование, и определить влияние архитектурных решений на социально-экономические показатели. То есть, увеличение доходов посредством привлечения туристов, поддержка развития местных сообществ, создание новых рабочих мест, сокращение вандализма. Эта работа сейчас проводится. 

Меруерт Шакенова