Низкая дисциплина властей по доведению субсидий для АПК, а получателей – по их использованию, вынуждает правительство и Минсельхоз менять критерии господдержки. В этом году будет введен, в числе других, критерий встречных обязательств.

Похоже, его введение связано с замечанием президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева осенью прошлого года, что за последние пять лет на эти цели выделено более 2 трлн тенге. В результате бюджетные средства растворяются, единого контроля за их использованием нет и нет серьезного экономического эффекта.

«Встречные обязательства фермеров должны будут обеспечить в животноводстве — увеличение поголовья скота, минимум, на 5%, получение не менее 80 голов приплода на 100 маток. Для контроля качества приплода мы будем вводить норму выборочного определения отцовства», – ответил на вопрос о планируемых МСХ РК встречных обязательствах премьер-министр Казахстана Алихана Исмаилова министр сельского хозяйства (МСХ) РК Ербол Карашукеев на заседании правительства РК по вопросам государственной поддержки агропромышленного комплекса (АПК).

Рост поголовья скота на 5% – достаточно высокая планка. В 2021 году, по сравнению с 2020 годом, по данным официальной статистики, выросло только поголовье лошадей – на 10,5% и птицы – на 10,6%, рост поголовья крупного рогатого скота и овец не достиг этой планки, а поголовье коз и свиней снизилось.

Отметим, что валовый выпуск продукции сельского хозяйства в январе-декабре 2021 года составил около 7,4 трлн тенге, причем на валовую продукцию животноводства пришлось около 3,1 трлн тенге, и она выросла, по сравнению с 2020 годом на 3,6%.

В растениеводстве, по словам главы Минсельхоза, удельный вес семеноводческих посевов должен быть не менее 15% от посевных площадей.

Валовая продукция растениеводства за 2021 год, по данным бюро национальной статистики (БНС) агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПР) РК, сократилась на 6,7% и составила около 4,2 трлн тенге.

В 2022 году площади под сельхозкультуры в Казахстане немного увеличат – на 13,5 тыс. га, до 22 млн га, но не факт, что это даст рост сбора урожая.

Также, при инвестиционном субсидировании (возмещении части расходов, понесенных субъектом АПК при инвестицировании – Biz.kz), фермеры должны будут своевременно обеспечить ввод в эксплуатацию объекта и мощностей.

Выполнение встречных обязательств будет автоматизировано. Главное, процесс контроля будет проводиться без участия человека, с внедрением информационной системы, на основе цифровых технологий, заверил главу Кабмина министр.

«На сегодня для получателя субсидий отсутствуют какие-либо личные обязательства. Это снижает ответственность фермера за эффективность использования субсидий, поэтому мы будем вводить нормы встречных обязательств», – добавил Карашукеев.

Однако, по мнению Смаилова, главное – не автоматизация контроля, а результат нововведений в субсидировании (выплатах из бюджета на частичное погашение затрат фермеров – Biz.kz).

«Перечень встречных обязательств нужно поработать. Они должны не снизить объём товаров, а увеличить эффективность работы фермеров», – отметил премьер-министр.

Недоступность субсидий для большинства фермеров

Какой будет новая информационная система, на основе цифровых технологий, которую внедрит Минсельхоз, пока неизвестно, но существующий сервис qoldau.kz недавно стал причиной депутатского запроса сенатора Андрея Лукина.

«Из-за отсутствия возможности подать заявку через портал электронного правительства предприниматели, за доступ к сервису  qoldau.kz, вносят ежегодную абонентскую плату: в 2019 году она составляла 3 МРП, а с 1 июня 2020 года —  11 МРП», – сказал Лукин, озвучивая запрос.

По его словам, в настоящее время на этой платформе зарегистрировано более 200 тыс. сельхозпредпринимателей, которые, за возможность пользования сервисом, ежегодно платят порядка Т2 млрд.

По закону госуслуги по субсидированию в AПK должны быть бесплатными, через портал электронного правительства, но на этом портале до сих пор не разработан раздел об оказании таких госуслуг и поэтому заявки на субсидирование государство принимает через единственный платный ресурс, пояснил сенатор.

Более того, есть дополнительные непроизводительные расходы, которые негативно сказываются на себестоимости сельхозпродукции.

«За последние годы агентством по противодействию коррупции расследуются 960 уголовных дел. Из них более половины связанны с хищением субсидий», – подчеркнул Лукин.

Частично объяснил коррупцию министр Карашукеев на одном из брифингов в СЦК, признав, что для выполнения заявок на субсидии, нужно больше денег, чем выделено. МСХ РК вынуждено ждать корректировок, уточнений и выделения дополнительных средств. Появляются неудовлетворенные заявки – отказы фермерам в субсидиях. Получатели субсидий могут долго стоять в очередях, соответственно, вынуждены искать иные пути получения субсидий, создавая реальную угрозу и условия для коррупционных правонарушений.

Начавшись с проблем подачи заявки и создания комфортных для коррупционеров условий, недоступность субсидий проявляется и в приоритете господдержки крупного бизнеса в АПК Казахстана.

«Одна из больших проблем – прослеживается ориентированность на поддержку в основном крупных получателей. Например, в животноводстве, это – не секрет, около 80% всех субъектов не имеют постоянного доступа к субсидиям», – пояснял Карашукеев.

По данным Ассоциации фермеров Казахстана, лишь 6%-8% сельхозтоваропроизводителей (СХТП) имеют возможность получать субсидии.

«По моим оценкам, этот показатель еще ниже – не более 4%-5%. То есть из почти 250 тыс. юридических лиц и крестьянских хозяйств не более 10 тыс. получают те или иные виды субсидий, а почти 240 тыс. наблюдают со стороны за этим процессом – раздачей государственных субсидий», – пишет на своей странице в сети Facebook эксперт в сфере сельского хозяйства Толеутай Рахимбеков.

Отметим, что в Казахстане на 1 февраля, по данным бюро национальной статистики, зарегистрировано немногим более 231 тыс. крестьянских или фермерских хозяйств, а субсидии в 2019 году достигали рекордных 324 млрд тенге, в 2020 году – 294 млрд, хотя по их уровню страна уступает партнерам по ЕАЭС.

По условиям ВТО, отмечает Рахимбеков, объемы субсидирования сельского хозяйства Казахстана в рамках «желтой» корзины не должны превышать 8,5% от объема валовой продукции сельского хозяйства страны (ВП СХ).

Эта доля от 7,4 трлн тенге составит около 630 млрд тенге.

«Мы достигли максимального объема субсидий сельскому хозяйству в 370 млрд тенге. То есть мы только на 60% используем то, что нам разрешено», – пишет Рахимбеков.

Получается, субсидирование АПК можно расширять, сделав более доступными и введя ответственность за них, ведь фермерам, на фоне растущей себестоимости продукции, крайне необходима стабильная поддержка, вложения госсредств в наиболее перспективные направления и переработку.

Людмила Валентинова,

Алматы

Biz.kz