Более 20 млн тонн ожидается урожай зерновых и зернобобовых культур в Казахстане в этом году. Показатель значительно выше среднего. Однако сегодня эксперты и фермеры не спешат делать позитивные прогнозы о выручке с экспорта. В первую очередь играют роль транспортные проблемы из-за дефицита вагонов. Кроме того, не на руку отечественным хлеборобам -колоссальный урожай пшеницы в Российской Федерации, которая имеет затруднения с экспортом своего зерна на Запад.

Что делать фермерам, и ощутят ли простые потребители выгоду от больших сборов в виде снижения цен? Редакция Biz.kz адресовала эти и другие вопросы представителю Зернового союза Казахстана Евгению Карабанову.

– Около 20 млн тонн зерновых и бобовых культур должно быть собрано в этом году, это наш прогноз. В том числе, в чистом весе после доработки 18,3-18,4 млн тонн. Мы рассчитываем, что валовый сбор пшеницы составит около 16 млн тонн и в чистом весе порядка 14,5 – 14,8 млн. Экспортный потенциал Казахстана – более 9 млн тонн зерна, который мы никак не вывезем, учитывая текущие проблемы.

– Фермеры заявляют, что неожиданно столкнулись с проблемой продажи зерна. Раньше оно уходило за час, сегодня лежит на элеваторах больше недели.

– Есть дефицит с подвижным составом, который возник в силу разных причин. Во-первых, частники отправили ещё летом свои вагоны в Россию, где ставки на пользование подвижным составом существенно выше. (По данным «Астык Транс», средняя цена за вагон в Казахстане составляет 70$, в РФ -100$ – Прим. авт.) Во-вторых, продолжающийся износ подвижного состава. Кроме того, пожары в Костанайской области дезорганизовали движение, там подвисли вагоны. Также конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном дезорганизовал работу таджикской железной дороги, очень плохо шла выгрузка. Плюс наблюдается скопление подвижного состава в порту Актау каждый год. И в совокупности этого всего произошёл такой вагонный коллапс, который, как заверили КТЖ, «Астык транс», нормализуется с 15 октября. Ждём.

– С учётом высоких цифр, есть ли место для хранения урожая на элеваторах?

– Часть элеваторов действительно забита, плюс есть проблемы на станциях Южно-уральской железной дороги, это Мамлютка-Петропавловск-Булаево, куда многие собственники отказались подавать вагоны вследствие того, что их усиленно бракует железнодорожное депо. Выполняют план: по любым основаниям придирки. Соответсвенно, собственники отказываются заезжать, и на этих элеваторах ситуация вообще аховая. Фермеры вынуждены перевозить оттуда на станции Смирново, Киялы, и это обходится им в дополнительные затраты до шести тысяч тенге за тонну. Потому у кого-то что-то покупают, на Южно-уральской все встало.

– С учетом того, что у нас урожай высокий, хорошие сборы в России, не получится ли так, что соседи будут демпинговать, и фермерам придётся продавать зерно в убыток себе?

– Все может быть. Здесь надо понимать, что рыночное формирование цены зерна сейчас стало очень подверженно всевозможным геополитическим играм и рискам. То есть любые изменения глобальной политики, особенно в свете продолжающейся войны в Украине, вызывают дестабилизацию рынков. На фоне очень хорошего российского урожая уменьшились продажи в силу объективно-субъективных причин, в том числе опосредованно связанными с санкциями. Да, формально санкций нет на продовольствие, но есть определённые ограничения по страховке грузов и судов. Некоторые судовладельцы не хотят заходить в российские порты, дополнительно военный сбор, плюс сложность с платежами. Это все не способствует развитию российского экспорта, и, соответсвенно, они своё зерно будут очень активно предлагать на нашем рынке, как на наиболее ближайшем. Мы это и сейчас видим, и дальше будет продолжаться. Более того, будут попытки и на наши традиционные рынки зайти. Одно соглашение с Афганистаном на поставку 2 млн тонн пшеницы чего стоит.

Поэтому России необходимы дополнительные рынки сбыта для своей продукции. И она всячески будет их продвигать, в том числе политическими, экономическими методами, и они этого в общем то не скрывают.

– К чему готовиться нам?

– Ну, во первых, «Продкорпорация», объявив рыночные цены (125 тыс. тенге за тонну – Прим. авт.), несколько стабилизировала дальнейшее сползание цены. До тех пор, пока Продкорпорация какие-то объемы будет с рынка брать, думаю, что будет достаточно стабильно, а дальше очень много факторов. Это и курсы валют в России и у нас, соотношение рубль – доллар, рубль – евро, соотношение тенге – доллар, тенге – евро. Плюс геополитические риски, где никто вообще не может ничего просчитать. Кто может сказать, что будет через две недели, через месяц? Поэтому, плыть по течению нам всем придётся.

– Активно ли используются серые схемы при поставке зерна в РК?

– Мне бы очень не хотелось этих серых схем, потому что и так цена зерна не высокая, а по серым схемам она вообще опускается в район ста тысяч тенге. И естественно, зерно идёт на наши экспортные рынки в Среднюю Азию по более низким ценам. Естественно, они тут же ломают добросовестных экспортёров.

Добросовестные экспортеры ретранслируют эту цену, за минусом подоражавшей логистики далее, фермерам, и в итоге страдают все. И государство в виде прямых потерь от неуплаты НДС, и крестьяне.

– Можно ли ожидать снижения цен на муку, хлеб?

– Не только на муку, хлеб, ещё и на масло, яйца, говядину, мясо птицы. Как минимум, они не должны повышаться. Кормов хватает, пшеницы хватает. Я не понимаю, почему сейчас цены повышаются, но уверен, что этот вопрос будет на контроле у компетентных органов.

Меруерт Шакенова,

Biz.kz