Казахстанцы столкнулись с проблемой: чтобы купить новое авто, приходится записываться в лист ожидания. При этом, когда придёт машина, дилеры не могут сказать наверняка. Ещё в начале года эксперты называли главной причиной нехватку микрочипов при сборке авто, сегодня жители республики подозревают, что появилось много желающих на новые легковушки из соседних государств. Так ли это? Ждать ли стабилизации цен на средства передвижения? Эти и другие вопросы редакция Biz.kz адресовала председателю Независимого автомобильного союза Эдуарду Эдокову.

– Казахстанцы жалуются на нехватку автомобилей, как вы считаете, связано ли это с наплывом покупателей из России?

– Возможно, какое-то количество автомобилей уходит в Россию, но оно не столь существенное, чтобы говорить о проблеме. России сейчас не до покупки автомобилей, ну и точных данных о том, какое количество авто куплено именно россиянами, нет. У нас нет обязательств учитывать, россиянин купил, казахстанец или гражданин Кыргызстана. По разным данным, за второй квартал 2022 года через российскую границу прошло около 640 автомобилей из РК. Цифра несущественная. Данных по третьему кварталу нет. Я слышал, что появился сервис, и казахстанцы покупают на себя, потом перепродают россиянам, но опять-таки, это неподтвержденная информация.

– С чем может быть связан дефицит авто?

– Здесь я могу однозначно сказать, что дефицит машин был, есть и будет. Эта ситуация возникла не вчера, и даже не в феврале. Нехватка возникла ещё несколько лет назад, когда началась пандемия, закрывались страны. Что такое процесс производства автомобилей? Когда собирается на заводе тысяча и тысяча комплектующих от различных поставщиков. И сбой в поставке одного какого-нибудь чипа приводит к задержке выпуска машины. И если автомобиль на 99,9% готов, но нет одной запчасти, вы не можете ничего с ней сделать, продать. И когда в Китае – одном из крупнейших поставщиков микрочипов – закрылся завод, на рынке образовался большой дефицит. Тогда основная их масса ушла на бытовую технику- ноутбуки, мобильные телефоны, то, что было сильно востребовано. Но нехватка микрочипов ощущается по сей день, хоть и не такая острая. Это один момент.

Плюс ко всему, сегодня добавились проблемы с логистическими цепочками. Если раньше транзит комплектующих и готовых автомобилей был относительно прямой, то сейчас приходится объезжать в обход воюющих стран.

– Как влияет закрытие автозаводов и концернов в РФ на Казахстан?

– С российского рынка ушли практически все крупные зарубежные автопроизводители. А там, на минуточку, их было порядка 25. Безусловно, все это влияет на Казахстан. Каким образом? Во-первых, часть автомобилей, произведённых в России, отправляли в Казахстан. Те же Toyota, производимые в Ленинградской области, корейские авто, ряд других. Сейчас этот поток остановился полностью.

Помимо заводов, в РФ были крупные представительства зарубежных концернов, которые не производили, а продавали у соседей большое количество автомобилей. Это Volkswagen, BMW, Mercedes и прочие. То есть в Россию заказывается, условно 10 тысяч автомобилей из Германии, из них, например, две тысячи шли транзитом на Казахстан. Это тоже все прекратилось.

И добавились логистические проблемы. Если раньше Европа-Россия-Казахстан был относительно прямой путь, и доставка авто условно стоила три тысячи долларов, то сейчас Россия закрыта, туда ничего не поставляется. Соответственно, Казахстану надо напрямую из Германии в обход России свои две тысячи автомобилей заказывать, доставлять. И здесь всплывает другой момент. Если вы заказываете 10 тысяч автомобилей, доставка будет, условно, стоить 100 единиц, а если вы заказываете 2 тысячи машин, доставка окажется дороже. И срок больше. И это все напрямую влияет на ассортимент, количество, цену, сроки и так далее.

– Есть ли альтернативные пути доставки авто?

– Наши крупные автодилеры ищут пути в обход России. Через Грузию, транскаспийский маршрут начали прорабатывать. Вопрос в том, что это и дольше, и дороже.

– На фоне новостей из РФ, как вы считаете, насколько реалистично, что завод Toyota построят в РК?

– Если Toyota откроет завод в Казахстане, безусловно, будет супервыгодно для нас. Насколько выгодно окажется для японцев, большой вопрос. Вероятность этого до войны я оценивал, как нулевую, потому что экономических предпосылок не было. Завод полного цикла стоит порядка 600 млн – 1 млрд долларов. Для того, чтобы он окупился, необходимо производить и продавать 200-250 тысяч автомобилей в год. В лучшие времена за всю историю Казахстана здесь было продано 170 тысяч авто. Поэтому строить огромный завод в Казахстане нерентабельно, нет рынка сбыта. Мы не сможем купить такое количество авто, соседи, Кыргызстан, маленькая страна, Монголия не купит, Китай не купит.

Даже при лучшем для нас раскладе Toyota должна вложить как минимум, 500 млн долларов в строительство, построить все за лет пять. Что произойдёт за пять лет, останется ли Россия на десятилетия закрытой, пока непонятно.

Если так все и будет продолжаться, то Казахстан теоретически один из неплохих вариантов строительства, где будут производить авто и поставлять на рынки Центральной Азии и в ту же Россию.

Но тут вопрос, можно ли будет продавать в РФ, если она будет под санкциями? А если рынка сбыта нет, то смысл? Поэтому шансы я бы рассматривал как очень небольшие. Хотя прогнозы – вещь неблагодарная.

На этом фоне очень хорошие перспективы у Узбекистана. Там есть собственный автопром, который 200 тысяч автомобилей даёт в год. Там уже есть производство комплектующих, запчастей, электроники. И сейчас Узбекистан может привлечь производителей, ушедших из РФ, и, возможно, расширить производство.

– Можно ли сказать, что на сегодня цены на легковушки стабилизировались, или рост по-прежнему продолжится?

– Даже в относительно стабильной ситуации цены росли. Это было связано с повышением тарифов на энергоносители, он составил примерно от 5 до 15%. А на подержанные авто цены росли ещё быстрее, от 10 до 25% из-за ограничений, не позволяющих казахстанцам завозить автомобили по разумным ценам. Если раньше мы завозили 200 тысяч подержанных машин, то сейчас 50 тысяч. В четыре раза снизился приток. Ну и, когда образуется дефицит, цены однозначно растут. Это связано и с первичной регистрацией, утилизационными сборами, – огромные оброки. За время утилизационного сбора из карманов казахстанцев вытащили порядка 1,5 млрд долларов.

И сейчас на фоне образовавшегося дефицита, цены будут расти. Нестабильность, постоянно меняющаяся геополитическая ситуация – все это, к сожалению, не позволяет дать прогноз, что цены стабилизируются.

Меруерт Шакенова,

Biz.kz