Нестабильная мировая ситуация бьет по всем отраслям, и автопром не стал исключением. Сегодня в Казахстане есть трудности не только с покупкой авто, но и с доставкой. Директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян прокомментировал редакции Biz.kz сложившуюся ситуацию в Казахстане.

– Как сказываются санкции в отношении РФ на нашем авторынке?

– В последние годы основная часть спроса на казахстанском авторынке приходится на автомобили, локализованные в нашей стране. Для большинства покупателей такой выбор является предпочтительным с точки зрения баланса между стоимостью и потребительскими качествами.

Примерно треть спроса приходится на те автомобили, которые завозятся в Казахстан из-за рубежа, в том числе – с российских автозаводов. В последние месяцы бизнес работает над перестроением логистики поставок импортных автомобилей. В таких условиях по некоторым брендам наблюдается пролонгирование сроков исполнения контрактов либо пауза в поставках, что соответствующим образом сказывается на продажах импортируемых брендов. К примеру, в апреле произошло существенное снижение продаж по таким импортным брендам, как Volkswagen и Renault – на 81% и 67%, соответственно.

Тем не менее, если говорить о рынке в целом, то в последние месяцы продажи остаются стабильны и в марте-апреле держались на уровне 10,7-9,2 тысяч автомобилей. Как показывает опыт последних лет, покупатели локализованных, или выпускаемых внутри страны моделей находятся в более выгодном положении, так как изменения валютного курса и различного рода внешние потрясения в первую очередь сказываются на поставках импортируемых брендов.

– Чем объясняется дефицит автомобилей в казахстанских автосалонах?

– В конце 2019 года некоторые рынки столкнулись с дефицитом автомобилей, который усилился в 2020-м и остаётся проблемой для мирового авторынка в целом. Казахстанский рынок, как часть мировой экономики, в этом смысле не стал исключением.

В общем и целом, проблема для всего мирового авторынка обусловлена нехваткой полупроводников, используемых в автомобильной электронике, а также нарушением мировых логистических цепей. И то, и другое – своего рода последствия пандемии.

Из-за нехватки микрочипов мировые автоконцерны сократили производство. Во всей индустрии недостача измеряется миллионами новых автомобилей.

– Каким образом снижение утильсбора отразилось на авторынке?

– С точки зрения ценообразования на автомобили ключевое значение имеет соотношение между спросом и предложением, а также курс национальной валюты. Регуляторные изменения тарифного характера не окажут значительного влияния на цены, тем более в условиях общемирового дефицита. Таким образом рост цен останется трендом в обозримом будущем.

– Поможет ли льготное автокредитование перезапустить рынок авто?

– За прошедший год казахстанцы приобрели в автосалонах 118 тысяч новых автомобилей, продажи выросли более, чем на 20%. Такую динамику рынок стабильно демонстрирует последние 5 лет.

При нынешних объёмах финансирования, а это 100 млрд тенге, ресурсы программы позволят реализовать плюс-минус тысячи автомобилей. В масштабах рынка – это не те объёмы, которые позволяют говорить о какой-либо смене тренда или «перезагрузке». Данная программа – скорее социальный проект от государства, который позволит части потребителей приобрести автомобиль на льготных условиях.

Меруерт Шакенова,

Biz.kz