Казахстан – гостеприимная страна, и у нас есть хороший потенциал для развития туризма, однако по ряду причин этого не происходит. Мухтар Тойбазаров – один из успешных предпринимателей и популяризаторов Восточно-Казахстанской области. Он с командой прошел большой путь, привлекая туристов и выбрав это своей миссией. Корреспондент Biz.kz поговорил с ним о том, какими могут быть перспективы отрасли.

– Мухтар, вас смело можно назвать бренд-амбассадором Восточно-Казахстанской области. Я узнаю о том, какие есть уникальные места из ваших видеороликов. Почему вы решили заниматься продвижением туристического потенциала региона?

– Об этом я стал задумываться, после того, как побывал в разных странах в качестве туриста. Понял, что езжу по миру, но не был во многих местах не только нашей страны, но и Восточно-Казахстанской области. Я начал активно ездить по региону, но через какое-то время понял, что это не должно быть удовлетворением собственного любопытства. Это должно стать моей работой и даже миссией.

Восточно-Казахстанская область – жемчужина страны и особенное место. И я это давно хорошо осознал.

Не обвиняя государство или акиматы, я пытаюсь делать для развития туризма то, что в моих силах. Собрав группу местных журналистов, блогеров, фотографов, видеооператоров, мы начали ездить по региону и рассказывать о своих поездках в социальных сетях. Так, потихоньку, начали открывать историю области. Мы посетили Семей, Жидебай, места, связанные с именем Абая. Мы побывали в Зайсане и на Берельских курганах – сакральное место, которое стало археологическим памятником, представляющим культуру кочевников. Это регион, где в огромной степени определялись исторические события на протяжении нескольких веков. Наша экспедиция посетила Ульбинский металлургический завод и некогда секретный город Курчатов, бывший полигон.

Алтай – абсолютно уникальный регион, кладезь для развития туризма. Уверяю, что такого разнообразного ландшафта нет нигде. В нашем регионе сосредоточено более 40% водных ресурсов страны. Это место, где берут начало реки, в общей сложности здесь насчитывается больше 850 рек длиной более 10 км.

Большое количество легенд ходит и о Белухе, высочайшей горе Алтая и Сибири. У нее несколько названий, и одно из них Музтау (Ледяная гора). Этой горе преклонялись и тенгрианцы, и буддисты. Белуха изображена на картинах известного художника и философа Николая Константиновича Рериха, который был покорен ее красотой и величием.

– У нас много говорят о развитии туризма, выделяют немалые деньги для привлечения иностранцев. Но что-то результатов нет…

– Нам не надо ставить сверхзадачей привлекать иностранных туристов. Мы, в первую очередь, должны сосредоточиться на внутреннем туризме. Нужно привлечь внимание казахстанцев, которые сегодня предпочитают отдыхать в Грузии, Узбекистане, России и других странах.

В социальных сетях я приглашаю всех желающих в индивидуальные туры. И одна женщина мне написала, что взвесив все решила: лучше поедет в свой любимый Пятигорск. Таких людей, ничего не знающих о родных краях и не стремящихся по ним путешествовать, немало. Понятно, что для привлечения туристов нужны сервисные услуги. Нам нужно сделать так, чтобы люди, выбирающие туры, поверили – мы тоже можем предоставить достойный сервис, комфорт, и интересную программу.

А если говорить о международном туризме, то и здесь, у нас есть чем привлечь иностранцев. Чем мы можем удивить? Изумительной девственной природой. Сегодня ради туров в неизведанные и новые места, туристы готовы прилететь из любой точки мира.

Нам нужно наводить порядок и чистоту во всех местах, привлекательных для туризма. Надо заниматься экологическим просвещением людей на местах.

И третье, нам надо делать упор на национальную этнику. Нам нужно возродить нашу главную особенность – воссоздать страну юрт. Можно возродить фестивали беркутчи, производить юрты, кемпинги, делать туры на лошадях.

К этому может быть привязана вся индустрия гостеприимства. Последние два ковидных года просто убивали малый бизнес. У нас в Уланском районе, есть две семьи – носители национальной культуры, беркутчи. Таких людей государство должно носить на руках, оказывать поддержку. Для меня эти две семьи – именно те люди, с которых начнется возрождение казахстанского туризма.

– Какие места в регионе вам кажутся наиболее интересными? Что вы сами для себя открыли, популяризуя малую родину?

– Я бы отметил места, связанные с историческим туризмом. Это места археологических раскопок, которые не очень интересны большому количеству туристов. Важно также отметить места, связанные с именами лидеров Алаш Орды, Абая, Шакарима, Мухтара Ауэзова.

Если не говорить о пляжном туризме, о котором и так много говорят, я вижу несколько уникальных мест. Это Катон-Карагайский район. Там достаточно много поселков, где можно успешно развивать туризм.

Среди мест, которые я бы рекомендовал туристам – Риддер и Западно-Алтайский заповедник, характерная особенность которого в зоне темнохвойной тайги.

Еще одно место, к которому я пытаюсь привлечь внимание – Калбинский хребет со стороны левого берега Иртыша. Удивительное место, где есть реликтовый и сосновые леса, озера, ручьи. У подножия этих гор проводятся раскопки кочевой цивилизации, находки датируемые XI-IX веками до нашей эры. Ученые не зря считают, что артефакты из урочища Ак-Баур весьма значительны. Раскопки древних поселений меняют представления об истории Казахстана. Ведь до сих пор считалось, что в этот период наши предки вели исключительно кочевой образ жизни.

– Какими на ваш взгляд должны быть шаги государства в развитии туризма?

– Все проблемы относятся к сфере туристической инфраструктуры, мы говорим об этом на протяжении многих лет. Любой туризм начинается с дорог. Нужны дороги до всех туристических локаций, надо развивать малую авиацию. Тема, без которой невозможно представить туризм, – наличие чистых придорожных туалетов. Государство может создавать санитарно-экологические посты, которые будут следить за состоянием чистоты и порядка в местах туристических маршрутов.

Необходима господдержка национальных ремесел в местах развития туризма. Это помощь на уровне государства людям, которые производят юрты, занимаются подготовкой инструкторов для верховой езды, разведением беркутов.

Нам нужно начать субсидирование внутренних рейсов для жителей страны, выбирающих туристические маршруты по Казахстану. Детские билеты надо сделать бесплатными, это позволит путешествовать семьями.

Невозможно представить развитие туризма без национальной кухни. Сегодня она развивается за счет энтузиазма предпринимателей, а так быть не должно. Кулинарные традиции у лидеров туристического рынка не только помогают развитию малого бизнеса, но и становятся инструментом в продвижении национальных ценностей. Поэтому надо создавать комфортные условия для развития бизнеса в туристической сфере, в том числе в региональной кухне.

Бота Машакова

Biz.kz