Казахская борзая тазы – уникальная порода собак. Она имеет древнейшую историю. Почему их холили и лелеяли кочевники, в чем достоинства породы, и как, в целом, урбанизация повлияла на использование собак? На наши вопросы ответил житель Алматы Рафаэль Балгин, посвятивший почти 15 лет содержанию и разведению тазы.

В ГОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ТАЗЫ МОГЛА ПРОКОРМИТЬ ЦЕЛЫЙ АУЛ

– Тазы, согласно общенародного традиционного перечня благ «Жетi Қазына», считается одним из семи ключевых элементов, которые в обязательном порядке должны быть у казаха. Как ты думаешь, почему?

– Казахская борзая тазы с тысячелетней историей сохранилась до наших дней и представляет собой своеобразный микс – от караванных собак, следовавших за купцами, до относительно недавних вливаний в региональные типажи собак отличных пород, но из единого расовой собачьей специализации. Знатоки могут рассмотреть в региональных типажах элементы, от кыргызских тайганов и приходящих через них афганских бахмулей, юркость щи-тазы туркменского типа или злобность к шакалам или даже волкам от степных типажей, включающих влияние приотарных дурегеев.

По-моему, первое появление тазы в степи произошло несколько тысяч лет назад, когда по нашей земле проходили пути караванной торговли из Китая на Ближний Восток и обратно. Не всегда меновым эквивалентом в те времена служили деньги из драгоценных металлов. Зачастую таким эквивалентом служило высококачественное оружие, отрезы шелка, а иногда, это были и щенки охотничьих пород.

Есть устоявшееся мнение, что в голодное время тазы могла прокормить целый аул. Носителей этого опыта уже нет. Я могу лишь цитировать исторические источники. В формате кочевой цивилизации наличие тазы гарантировало страховку от тяжелой поры. Основным капиталом и, собственно, валютой для основной массы кочевых казахов, всегда был скот. Поэтому самой страшной угрозой в казахской степи был джут.

Потеряв все, кочевники брались за охоту. Если загонной охотой промышляло ханское сословие, а специализация у собак при этом была – загнать зверя. То, по логике вещей, в меньших масштабах в отдельных аулах казахам не нужно было собирать сотни загонщиков с их цепными псами. На сцену выходили собаки иной специализации – борзые собаки, или по международной классификации сайтхаунды (sighthounds), которые до сих пор в нашей стране называются тазы. Охота с тазы в контексте кочевой цивилизации в благополучную пору была скорее дополнительным промыслом и развлечением, чем востребованной необходимостью.

– Как ты – городской житель начал заниматься тазы? Почему это стало тебе интересным?

– Я люблю путешествовать на своей машине и однажды на прогулке в предгорьях на западе Алматинской области, когда вышел подышать предрассветной свежестью, две особи тазы подбежали ко мне на расстояние вытянутой руки. Откуда они там взялись, я мог только догадываться. Этого было достаточно, чтобы я «заболел» этой расой собак. Хотя позже на личном опыте усвоил, что эти собаки никогда не подходят близко к незнакомому человеку и держат дистанцию. К тому времени, когда я впервые увидел их вблизи, у меня был предварительный интерес, что побудило собрать достаточно информации и покопаться в разных сетевых источниках. Кроме того, мое сельское обиталище по факту моего перехода к сельскому быту требовало завести собаку. Мне еще не были известны нюансы содержания тазы, но эстетически я уже болел ими.

Моя первый кобелёк стал трофеем из очередной поездки по Алматинской области. Это такой социальный туризм, когда просто ездишь, набираешься впечатлений и фотографируешь. Тогда проезжал через село Жетiген. Там у одного чабана увидел свору тазы и пару беременных сук. Первого щенка я купил у него за символические 500 тенге. И важно отметить, что общение с владельцами свор и отдельных производителей, от которых происходят собаки, продолжается и после. Так же произошло и в моем случае. Потом я вернулся через полгода туда за сукой от других его тазы. Они и стали первыми особями моей собственной линии как увлеченного любителя-заводчика.

СПЕКУЛЯЦИЯ С ТАЗЫ – ЭТО ДУРНОЙ ТОН

– Считается, что щенков тазы не принято продавать…

– Традиционно в случае с собаками других пород не принято брать щенка, не давая прежнему хозяину что-либо взамен. Существует поверье, что такой щенок не выживет или погибнет, повзрослев. Однако откровенная торговля со спекуляцией и учетом рыночного спроса приобретателей из ближнего и дальнего зарубежья на щенков тазы может считаться дурным тоном, так как снижает сам глубинный статус “бесценного искреннего подарка” до уровня алчной торговли. Хороший, идеальный щенок тазы по экстерьеру считается дороже любых денег. И если ты его продаешь, то, соответственно, понижаешь статус такого щенка или демонстрируешь свою несостоятельность и факт снижения своего собственного социального достоинства. И вместе с тем куда-то улетучивается бесценная душевная чистота этой породы.

Несомненно, в культуре кочевников щенок тазы мог служить не только аналогом всеобщего эквивалента с высоким курсом стоимости, но и этическим символом. Здесь речь не идет о прямом обогащении. Между условным дарителем щенка и получателем после такого символического акта стираются границы, а все прочие отношения после этого становятся дружескими в формате взаимопомощи со статусом равных. Тазы всегда приравнивались к пропуску или ключу для налаживания доверительных отношений. Есть поверье, что щенки элитных линий тазы от известных в молве производителей могли заменить денежные выплаты традиционного ритуального калыма или служить подарком в вопросах межплеменной дипломатии. Кстати, полагаю, что в русскую помещичью и дворянскую субкультуру почтение к так называемым русским борзым пришло не только на волне трендового на тот момент хобби, но и как отголосок степного элитарного символизма, пришедшего вместе с исходными предками их собак.

ОХОТА С ТАЗЫ – ЭТО ПОЧТИ ТАИНСТВО

– Какие достоинства тазы ты бы выделил?

– В первую очередь, это аристократичность и интеллект. А сама охота выявляет важные для этой породы качества. Если вы стали владельцем тазы, то выезжая на охоту, вы почувствуете состояние, сравнимое с мистикой. Обладая парой или небольшой сворой тазы, человек обретает способность управлять высоко интеллектуальным «инструментом-агрегатом», каким является комьюнити этих борзых восточного типа. Такое ощущение сродни тому, когда мальчик-подросток мечтает обладать своим огнестрельным оружием или саблей из дамасской стали с вложенной в них магией оружия и соответствующим статусом владельца.

В момент, когда свора начинает преследование вдруг откуда-то выскочившего зайца, ты вдруг начинаешь понимать какую-то тайну-азарт, которой другие люди не владеют. Попробуйте даже просто посмотреть на такую охоту с дрона, и вы поймаете себя на мысли, что залипли на такое видео. А внимательно наблюдая за процессом, отмечаются все аристократические повадки в преследующем «полете» управляемого волей человека хищника, а также наблюдаемые – красота, скорость и выносливость. Такое понимание не позволяет безучастно пренебрегать статусом таких «агрегатов».

– Сегодня собаку охотно заводят горожане. Но достаточно ли обычного ухода, чтобы тазы чувствовала себя комфортно?

– Тазы – вольная порода. Я понимаю, что не у всех есть возможность держать собак на даче или загородном доме. Но в квартире ради своего престижа ее содержать – банальное издевательство над природными способностями и характером тазы. Для таких собак необходимы специальные условия и большие знания о породе, а также компания из таких же собак.

Например, они очень четко понимают иерархию, поэтому к щенкам тазы до определенного времени нельзя подпускать детей, чтобы не было сложностей в дальнейшем с переориентацией от привязанности к ребенку на контакт с ключевым хозяином.

Касательно квартир, да, безусловно, порода соответствует устоявшемуся мнению, что она ценилась у кочевников за чистоту. Как известно, этих собак, в отличие от других пород, кочевники допускали в холодные зимы юрты. Но не только потому, что они чистоплотные. Хотя это тоже присутствует. А еще и потому, что когда они попадали в степь в статусе караванных собак с Ближнего Востока, их предки были голые-безволосые будто пораженные стригущим лишаем. Понятно, признаков болезни не обнаруживались. И с них лезло меньше вызывающей брезгливость шерсти, но и мерзли они больше и по всем понятиям сами владельцы понимали, что их нельзя оставлять на снегу в бураны. Поэтому этимология названия породы, очевидно, ближе к “таз”, чем к такому мифо-ориентированному и желанному, но не совсем верному эпитету, как “таза”.

Сейчас энтузиасты начали активно заниматься целенаправленным разведением аборигенной породы тазы. Осмысленно или по инерции некоторые предприниматели и мифо-дизайнеры брынчат в угоду международных рейтингов продаж щенков на струнах “исчезающей породы”. Появились клубы, питомники с вольерным содержанием и даже в угоду FCI (Международная Кинологическая Ассоциация) и при некоторой отечественной политической конъюнктуре в начале 2010-х некоторыми кругами была проведена работа по сотворению некоего стандарта. Хотя без него порода как-то сама по себе существовала века, будучи просто по факту аборигенной и модерируемой согласно контексту эпох, приходящего и остающегося генофонда, а также ландшафта, влияющего на локальные типажи и предпочтения племенных энтузиастов.

По своей природе естественная среда обитания тазы – свободное содержание на отгоне, пастбищах или в частном доме с обязательными выездами в степь, холмистую местность или овраги. У собак в таких условиях есть свобода, а не замуштрованность, какую они получают в питомниках и квартирах. Идеальными условиями для борзой будут ежедневные пробежки на расстояние как минимум в несколько километров, ведь в населенных пунктах инстинкт этой породы может работать лишь на кошек, мелких собак или домашних птиц, что может приводить к конфликтам с их владельцами.

– Что можно сказать об этой породе в контексте современности?

– Несмотря на популяризацию породы и декларированную необходимость восстановления породы, тазы не имеет той цены, какую могла иметь экстерьерная и потомственная особь в прошлом. Согласно доставшемуся нам в наследство мнению, в прежние эпохи за одну хорошую особь давали до 47 лошадей. В настоящее время любая кобылица без особых претензий на породистость или даже старый мерин, идущий на убой, стоят гораздо дороже, чем натасканная и экстерьерная тазы. Ценности, эквиваленты и контексты в нашем обществе поменялись. И от этого никуда не деться. Посчитать, сколько всего тазы есть в Казахстане, сейчас практически невозможно. Но и говорить, что порода на грани исчезновения – будет не верно, очень много казахстанцев занимаются тазы целенаправленно или по факту наличия. Есть много ценителей, которые ориентированы на эстетические качества породы, другие используют тазы, как рабочую собаку для забавы или для заработка на шкурках лисиц, третьи, как инструмент для обогащения на продаже щенков. Кто из таких типов владельцев и какой вклад вносит в породу – судить потомкам по прошествии многих десятков лет.

Бота Машакова

Нур-Султан – Алматы

Biz.kz