Педагог, профессор, член жюри конкурса юных музыкантов «Astana Piano Passion» Олег Плицын в беседе с корреспондентом Biz.kz рассуждает о состоянии и перспективах развития музыкального искусства в регионах страны. По его мнению, в Казахстане для юных музыкальных дарований нужно создать такие же условия, как для начинающих звезд спорта.
– Хотелось бы на «Astana Piano Passion» больше массовости, больше участников. Хотя активность есть в регионах, многие педагоги серьезно и ответственно отнеслись, готовились заранее, – говорит собеседник Biz.kz. – Дело в том, что программа очень сложная, насыщенная, требующая времени. Конкурс масштабный и требовательный, где принимают участие как ученики обычных, так и специализированных школ. Если говорить о серьёзной подготовке, то минимум за год необходимо условия сообщать, чтобы спокойно, без аврала, как положено, делать. Сейчас же кто-то не успевал качественно выучить, всю программу охватить. Хотя есть яркие дети, которые были отобраны, и должны достойно представить регионы в Астане.
– Как вы оцениваете подготовку в разных регионах страны? С каким проблемами сталкиваются те, кто занимается музыкой?
– В регионах я бы выделил Карагандинскую, Павлодарскую области, Усть-Каменогорск, Шымкент, Актобе. Они активно принимают участие в конкурсах. Из Актау, Атырау, Семея участников меньше. Кызылорда активничает, но не могу сказать, что очень результативно.
Если говорить о насущных проблемах, это материальная база. Ее не сравнить со столичной. В Караганде есть проблемы с инструментами, которые надо «выбивать». Из-за того, что идёт подушевое финансирование, не получается приобрести. Я думаю, такая же картина во многих регионах.
Иногда возникают проблемы с тем, чтобы вывозить детей, командировочные расходы, повышение квалификации, оплачивать педагогу поездки, которые связаны с серьёзными мастер-классами, как, допустим, в профильном учебном заведении, в консерваториях. Это просто не заложено изначально. И, в принципе, во всех регионах одинаковая картина. Всем известно, что кадры решают все, но есть проблемы с опытом. Сейчас кредитно-модульная система, я считаю, она немного не годится для качественного музыкального воспитания.
– Конкурс набирает обороты. Как вы оцениваете сегодняшний уровень подготовки претендентов?
– Сегодня общеобразовательные школы перегружены. Перегиб огромный, а для того, чтобы хорошо подготовиться, нужно, как минимум, систематически заниматься каждый день. К сожалению, у детей нет времени, в сутках всего 24 часа. И требуют со школы, и мы должны готовить. Здесь идёт противоречие в самой системе образования. Я считаю, что надо индивидуальный подход находить. Потому что кто-то учится для себя, овладеть инструментом, а кто-то становится профессионалом. И если ребёнок чувствует свою предрасположенность быть музыкантом, нужен индивидуальный подход. Его всегда не хватает с точки зрения перспективы развития личности.
– То есть развивать талант, снижая нагрузку в общеобразовательных школах?
– Это необходимость. Так называемое «дополнительное образование» – никакое не дополнительное, потому что именно благодаря ему молодежь овладевает основным ремеслом, так сказать. Многие выдающиеся личности Казахстана – музыканты, спортсмены – стали известными именно благодаря дополнительному образованию. К нему нужно относиться очень серьёзно, это и есть золотой фонд нашей нации, нашего народа.
В этой связи, мне кажется, должно быть очень четкое взаимодействие между музыкальной школой и общеобразовательной, на уровне администрации, чтобы представлялись какие-то списки или специальные ходатайства. Это не говорит о том, что ученик должен получать поверхностные знания, но по возможности убрать то, что идет лишней нагрузкой. Часто очень дети определяются к 5 классу, а на этом этапе (6-7 классы) можно освобождать от того, что не пригодится в дальнейшем. То есть нужно создавать творческие мастерские по аналогии со школой олимпийского резерва.
– Чем вас удивили нынешние конкурсанты?
– Понятно, что должен быть профессионализм, стабильность выступления, ну и, конечно, раскрытие личности ребёнка. Это индивидуальность, творческий подход. Чтобы чувствовалось, что ребёнок музыку понимает, сопереживает, передаёт ее эмоционально, зажигает и заставляет слушать. Я давно уже сижу в жюри разного уровня и одно из самых ценнейших качеств – это когда говоришь: «он заставил меня слушать». И звёздочки, особенные дети – это когда с первого до последнего звука слушаешь, он показывает своё отношение, индивидуальность. Это не просто артистизм, это внутренний мир ребёнка. Можно просто выучить, можно и сыграть без ошибок. Но это будет неинтересно. Надо и сыграть профессионально, и показать свою юркую личность, индивидуальность.
Со своей стороны, я бы хотел пожелать педагогам очень чутко реагировать на детей. У них очень тонкая душа, которую надо раскрывать и вести к определённым этапам формирования личности, мастерства. И очень бы хотелось, чтобы взрослые не пропустили этого. Как золотодобытчики промывают золото, чтобы крупицы не проскользнули через сито. Потому что каждый такой ребёнок – это самородок. И задача педагогов – раскрывать, а задача школ – способствовать этому.
Меруерт Шакенова
Biz.kz