К чему может привести обязательная маркировка обуви в РК.
Обязательная цифровая маркировка обуви стартовала в Казахстане еще в ноябре 2021 года. До 1 апреля 2022 предпринимателям разрешалось продавать немаркированную обувь, после этого на прилавках должны были остаться только «оцифрованные» сапоги и туфли. Однако из-за многочисленных обращений бизнесменов в очередной раз было принято решение о продлении сроков маркировки обуви до 1 апреля 2023 года, завезенной в Казахстан до 1 ноября 2021 года.
Почему так буксует это новшество? Взлетят ли цены на импортную обувь в разы? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались выяснить у участников рынка.
В официальных справках говорится, что главная цель маркировки – вывод «серого» импорта из тени, пополнение бюджета поступлениями.
«Зависимость от импортной продукции привело к тому, что в текущем году из-за санкций на соседнюю страну возник дефицит товаров, таких как сахар, цены на него подскочили, ни народ, ни государство не было готово к этому. Аналогично с бумагой», – говорится в справочной информации.
В связи с этим в министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) решили принять меры и развивать собственную промышленность. Только не послаблениями налогов и другими плюшками для отечественных фабрик, а закрытием доступа импортных сапожков на местный рынок.
«Конкурировать с импортной продукцией для отечественных производителей сложно ввиду того, что отечественные товаропроизводители оплачивают все налоги, заработную плату, коммунальные услуги и другие платежи. Между тем недобросовестные импортеры продолжают применять различные схемы для нелегального ввоза продукции или занижения стоимости при таможенной очистке товаров.
Так, по данным Минфина, установлено занижение стоимости товаров в 100 раз. К примеру, одной из казахстанских ИП в 2021 году импортировано более 107 тыс. пар обуви общей стоимостью 4,5 млн тенге, или 42 тенге за одну пару. Средняя цена обуви, ввезенной из стран ЕАЭС, составляла в 2021 году 4,4 тыс. тенге, т.е. указанным импортером стоимость товара занижена в 104 раза. Как видно, налоги оплачиваются минимальные, либо вовсе товар ввозится нелегально. Это неравные условия между отечественными производителями и импортерами.
Отечественные производители должны нести все расходы. К тому же, сырье для производства обуви в основном импортируется, при этом закупаемое сырье проходит все таможенные очистки, уплачиваются все необходимые налоги», – говорится в справке, предоставленной редакции Biz.kz пресс-службой НПП.
«Цели внедрения системы маркировки и прослеживаемости товаров остаются прежними – борьба с контрафактом и контрабандой, сокращение серого импорта. Более того, помимо урона экономике страны, контрафакт лекарств – прямая угроза жизни и здоровью населения. По данным минздрава, в Казахстане наблюдается ежегодный рост обращения незарегистрированных фальсифицированных препаратов, а нелегальный оборот составляет 10-12% от общего объема рынка. Маркировка также защищает интересы отечественных производителей, дает им возможность работать на равных условиях с импортерами», – вице-премьер Серик Жумангарин.
В официальных структурах не разделяют также мнение о том, что ужесточая правила игры для поставщиков зарубежных «Дольче и Габбана» и «Адидас», цены на импорт могут взлететь в разы.
«Утверждение о роста цены товара в 2 раза ничем не подкреплено. Ранее представленные расходы по маркировке не могут быть причиной такого удорожания продукции. Оно связано с уровнем инфляции, увеличением цены закупа товара за счет роста валюты, а также уплаты всех необходимых ввозных таможенных пошлин. Да, удорожание возможно, но не в 2 раза, как утверждают представители импортеров и розничной торговли», – уверены в госструктурах.
Кардинально противоположное мнение редакции Biz.kz высказала юрист, представитель Ассоциации импортеров розничной и оптовой торговли обуви Айнур Кайдарова. По её словам, и для бизнеса, и для потребителей данные требования пошли во вред.
«Для бизнеса это новшество ничего не даёт кроме затрат, вынужденного повышения цен в результате маркировки, и таким образом, утраты клиентов. Может быть, отток какой-то части. Для потребителя вообще никакого эффекта нет, наоборот, часть расходов ляжет на их плечи. И некоторые не смогут себе позволить хорошую обувь», – говорит Айнур Кайдарова.
Обязательная маркировка в Казахстане уже введена на меховые изделия, табак, обувь, лекарства. На сегодня промаркировано 69,1 тыс. изделий из натурального меха, 3,3 млрд табачных изделий, 102,4 млн пар обувных товаров и 126 тыс. лекарственных средств. В работе — пилоты по бутилированной воде, сахаросодержащим напиткам и ювелирным изделиям.
Но даже это – лишь верхушка айсберга. По словам спикера, проблемы государства по развитию отечественной промышленности вновь переложили на плечи бизнеса. На сегодня открытыми остаются множество вопросов: не понятен сам механизм борьбы с контрафактом, алгоритм исполнения поставленных задач.
«Предприниматели должны заключить договор с «Казахтелекомом», закачивают информационную систему и сидят вручную (!) заполняют все разделы информационной системы. ИС совершенно неэффективная и нерабочая. Возникают проблемы с бизнес-процессом, таким, как вывод товара из оборота, когда ты, например, ввёл маркировку, а там произошла замена, человек вернул товар. Этой функции нет. Много чего нет. И это уже влияет на сам бизнес, осложняет жизнь предпринимателя. Потребитель будет больше затрачивать времени на все оформление. Если решите вернуть, тоже сразу не произойдёт, и так создаётся конфликт. Кому это надо, непонятно. Никто из потребителей, собственно, и не спрашивает, что за обувь, каждый берет по вкусу и кошельку», – поясняет собеседник.
Кроме того, информация, которую заставляют включать в информационную систему, уже есть на коробке.
«Мы не понимаем, зачем дублировать. Из какого материала, размер, цвет, производитель, страна, фирма. Разве эти моменты определяют, качественно ли сделана обувь? Нет! Также владелец магазина просто вбивает то, что у него написано на коробке. Мы говорим, они нас не слышат. И почему вдруг наш бизнес должен бороться с контрафактом? Это ведь интересы иностранных компаний, той или иной марки, которые следят, чтобы их товар не подделывался. С чего вдруг вопросом озадачилось Министерство индустрии, которое должно развивать производство, и тем более, Казахтелеком?» – недоумевает Кайдарова.
Также государство, согласно действующему законодательству, уже уполномочено определять контрафактную продукцию.
«Этим вопросом должно заниматься Министерство юстиции и таможенные органы. Это их задача, все прописано в законодательстве. Минюст ведёт общий реестр объектов интеллектуальной собственности, и этот реестр использует таможня. Целые процедуры, где прописано, как не допускать контрафакт», – поясняет Айнур Кайдарова.
Юрист отмечает, что не против поддержки отечественного производителя, но только не ценой импортеров.
«Мы говорим министерству, есть меры по поддержке отечественного производства. Освобождайте их от пошлин, сокращайте им размеры ставки, уменьшайте на сырьё, ещё на что-то. То есть у нас законодательно чёткие меры по развитию производства есть, и среди этих мер маркировки нет!» – заключила Кайдарова.
Отметим, что пока идут споры между госорганами и бизнесом, цены на обувь по итогам мая 2022 года выросли на 9,7% за год. Это самый высокий показатель за последние четыре года.
Меруерт Шакенова,
Biz.kz