Компания MarkLines не так давно подвела итоги глобального производства транспортных средств за период с января по август 2022 года. По данным сервиса, всего в мире за 8 месяцев 2022-го произведено 53,2 млн авто. Безоговорочным лидером остался Китай – 17,1 млн. Наивысшие темпы прироста производства продемонстрировали Малайзия и Индонезия, а вот на третьем месте оказался Казахстан, за год нарастивший объем выпуска автомобилей на четверть (+24,7%) до уровня 68,6 тыс. единиц.

С чем связан такой скачок в РК, ожидать ли стабилизации цен на авто и что ждёт казахстанский автопром? Эти и другие вопросы редакция Biz.kz адресовала председателю Независимого автомобильного союза Эдуарду Эдокову.

– Рост по сравнению с прошлым годом составил порядка 30%. Хорошая цифра, учитывая то, что ряд крупнейших стран-автопроизводителей в мире не показали рост или вовсе оказались в минусе. Но я должен сказать, что есть такое понятие, как эффект низкой базы. Если у вас в прошлом году был произведён один автомобиль, а в этом году – два, то рост будет 100%, – говорит эксперт.

– С чем вы связываете повышение показателей? Повлияла ли как-то на это ситуация в России?

– 29%, на которые выросло производство, это около 15-20 тысяч машин. Что дало рост? Здесь есть ряд факторов. В этом году было льготное кредитование. Это 100 млрд тенге, которые были выданы под смешные 4% годовых. Из общего роста 20 тысяч автомобилей, на которые выросло производство, около 13-15 тысяч было продано по льготному кредитованию. Вот первый явный фактор. Во-вторых, на рост сборки авто повлияла и ситуация в России.  Оттуда ушли практически все зарубежные заводы, бренды за исключением китайцев и корейцев. Россияне параллельно начали смотреть, где и как можно приобрести автомобили. Соответственно, этот спрос и на казахстанский рынок оказал воздействие: те, кто собирает автомобили в РК, немного увеличили сборку. Но отмечу, что её невозможно повысить по щелчку пальцев. Если вы заказали у производителя, грубо говоря, 10 тыс. машинокомплектов на 2022 год, то он вам не сможет предоставить вдвое больше. Это все заранее: заключаются контракты, проводятся оплаты, эти объемы ставятся в производственный план корейской компании, китайской, узбекской или любой другой, и они планируют заранее, часто на годы вперед.

Подытоживая, можно сказать, что основными причинами роста сборки авто в Казахстане я бы назвал льготное кредитование, ситуацию в РФ, да и в целом рынок начал понемногу восстанавливаться по сравнению с прошлыми, ковидными годами.

– С учётом прорисовавшейся позитивной динамики, можно ли рассчитывать, что цены на авто наконец прекратят рост и стабилизируются?

– За последние три-пять лет цены на новые автомобили росли от 5 до 15% в год, а на подержанные – от 10 до 25%. Определенная стабилизация сейчас произошла по сравнению с удорожанием в начале года, в том числе связанным и с дефицитом автомобилей во всем мире из-за роста цен на металл, энергоносители, электронику, логистику. То есть все постковидные проблемы плюс геополитические. И масла в огонь также подлила программа льготного кредитования: машин и так не хватает, а люди готовы платить и ещё плюс 100 млрд, выделенные государством. То есть денег стало ещё больше, а автомобилей больше не стало. И цена, конечно, выросла: на некоторые модели увеличение доходило до 50%. То, что раньше вы могли купить за 9 млн, стало 12-13 млн.

Если прогнозировать следующий год, у нас сейчас рекордные темпы инфляции, увеличена базовая ставка, общая нестабильная ситуация в экономике. И дефицит сохраняется на некоторые модели – люди вынуждены ждать заказанные автомобили по несколько месяцев. Соответственно, говорить о том, что цены каким-то образом снизятся, думаю, нельзя.

Что касается стабилизации, то в целом экономическая ситуация как в Казахстане, так и во всем мире в последнее время очень слабо прогнозируемая. Вдруг, например, геополитическая ситуация серьезным образом изменится – вся стабильность может рухнуть в одночасье. Не хотелось бы быть сильно пессимистичным, но я бы не рассчитывал на снижение цен точно: ни на машины, ни на запчасти или другие товары, связанные с автомобилями. Возможно, можно надеяться на временную стабилизацию, но не более.

– С учетом того, что происходит в мире, целесообразно ли строить в РК свой завод по производству комплектующих и собирать собственные авто?

– Экономика слабо зависит от наших «хотелок», по мановению руки этого не бывает. Для того, чтобы автопром в стране появился, нужны определённые экономические условия.

Во-первых, построить автозавод полного цикла стоит от 500 до 1 млрд долларов и выше. Это огромные деньги. Во-вторых, нужно обладать технологиями: знания, оборудование, процессы. В-третьих, нужны люди. То есть, на заводе условно работает две тысячи человек. И эти две тысячи профессиональных работников не могут появиться ниоткуда. Это процесс не одного года, для того, чтобы в стране появились и знания, и умения, и профессиональный опыт.

Далее, чтобы окупить сам завод, инвестиции в него и начать получать прибыль, нужно производить очень много автомобилей – порядка 200-250 тысяч в год. Мало производить, нужно продавать! И только при соблюдении всех условий через какое-то время он выйдет в точку безубыточности.

Перенесём это все на Казахстан: сейчас у нас нет лишних денег, чтобы миллиард долларов отправить в новое производство. Во-вторых, нет достаточного количества человеческого капитала. Кадры нужно где-то найти, подготовить. Плюс, самый важный фактор – нужно продавать, но куда?

В РК за 30 лет независимости в лучшие времена продавалось порядка 175 тысяч авто в год. А чтобы выйти на самоокупаемость, завод должен производить и продавать 200-250 тысяч. Рассмотреть можно рынок России? Туда нельзя, потому что санкции. Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, маленькие рынки, Монголия – большая страна, но небогатая. Китай – крупнейший производитель авто в мире, он нас сам может завалить. Поэтому желаний может быть тысячи, но важно заранее оценивать и ситуацию, и главное – перспективы. У Казахстана, на мой взгляд, шансов стать автомобильной державой практически нет.

Меруерт Шакенова,

Biz.kz