Начальник управления КАП МВД РК Алибек Кениспаев ответил на вопросы Polisia.kz относительно легализации иностранных авто.
– Нужно ли снимать с учета автомобиль в другой стране, где он зарегистрирован, и как узнать гражданам снят с учета автомобиль или нет?
– Автомобиль, представляемый для легализации, необходимо снять с учета. Только после этого мы сможем произвести его первичную регистрацию в Республике Казахстан. Это обычная процедура, которая действует и в отношении автотранспорта, проходящего перерегистрацию внутри страны. Ведь автомобиль может находиться в залоге или под иным ограничением. Но гражданам не всегда нужно выезжать в страну, где автомобиль состоит на учете, и узнавать там, снят автомобиль с учета или нет. В большинстве случаев сами хозяева, которые продают автомобили, не заинтересованы в том, чтобы автомобиль значился на их учете, так как в этом случае они вынуждены платить за них налоги. В этой связи, как правило, прежние владельцы автомобилей после их продажи сами подают заявление и снимают с учета автомобиль.
При этом факт снятия с учета автомобиля мы будем проверять дистанционно благодаря интеграционному взаимодействию, а в отдельных случаях направлять соответствующие запросы.
– Какие автомобили должны будут пройти таможенную очистку?
– Таможенную очистку должны будут пройти автомобили, ввезенные из стран, не входящих в Евразийский экономический союз. К слову сказать, это обычная процедура, которая осуществляется в общем порядке. К примеру, мы же когда ввозим автомобили из США или Объединенных Арабских Эмиратов, обязательно проводим таможенную очистку автомобиля. Поэтому в этом вопросе изменений нет. Что касается автомобилей из Кыргызстана, то нужно отметить, что, несмотря на то, что Кыргызстан входит в Евразийский экономический союз, то там автомобили проходили таможенную очистку по ставкам ниже, предусмотренных для Евразийского экономического союза, и эти автомобили считаются автомобилями для внутреннего потребления. В этой связи, чтобы их зарегистрировать в Казахстане, необходимо пройти полную таможенную очистку, доплатив разницу таможенных пошлин по ставкам Евразийского экономического союза. Расчет в каждом случае проводится индивидуально и все зависит от класса автомобиля. Автомобили среднего класса, к примеру, Toyota Camry, чтобы ее дорастаможить сумма доуплаты может составлять от 400 тысяч тенге.
– 12 января 2023 года вступили в силу законодательные поправки, согласно которым граждане Казахстана не смогут теперь оформить автостраховку на автомобиль с иностранным учетом. Как быть гражданам, которые ввезли автомобиль до 1 сентября 2022 года, ведь еще легализация не началась, а страховать уже запрещают?
– Граждане Казахстана на автомобили, ввезенные до 1 сентября 2022 года, смогут оформить автостраховку до даты завершения легализации, то есть до 1 июля 2023 года. Так как данные автомобили сейчас находятся в статусе, подлежащих легализации и регистрации. Автомобилями, ввезенными после 1 сентября 2022 года, граждане Казахстана смогут продолжать управлять на основании полисов автострахования, которые были оформлены до 12 января 2023 года и до даты окончания их действия. Потом они должны будут принять решение зарегистрировать свои автомобили на общих основаниях либо вывезти их за пределы Республики.
– Что делать владельцам автоконструкторов, у которых нет никаких официальных документов на их транспортные средства?
– Во-первых, нужно отметить, что и ранее они эксплуатировались незаконно. Указанные автомобили были ввезены в Казахстан под видом запасных частей, таможенную очистку не проходили. Как правило, их ввозят для разбора и продажи по запчастям. Во-вторых, все указанные автомобили эксплуатируются в Казахстане по поддельным либо подложным техпаспортам и госномерам, якобы выданным в сопредельных государствах. Эти автомобили не подлежат легализации. Они должны будут вывезены за пределы страны либо разобраны по запчастям.