В Мажилисе обсуждается пакет поправок, который должен сделать систему противодействия коррупции в Казахстане ещё более строгой и прозрачной.  Одна из ключевых инициатив – наказывать даже за договорённость о коррупционной сделке.
В настоящее время парламент рассматривает новые поправки, призванные законодательно закрыть оставшиеся коррупционные «лазейки».

«Одна из ключевых инициатив – ввести уголовную ответственность за обещание или предложение взятки еще до передачи денег . Ранее закон карал лишь фактическую дачу или получение взятки, теперь же планируется наказывать даже за договорённость о коррупционной сделке.
Фактически речь о том, чтобы считать оконченным преступлением сам сговор о взятке – такая норма соответствует требованиям Конвенции ООН против коррупции, которую Казахстан ратифицировал ещё в 2008 году . Более того, во всех 38 странах ОЭСР уже давно преступлением является обещание/предложение взятки, это обязательное условие членства, » – рассказала главный эксперт по антикоррупционной политике Института парламентаризма Алмагуль Хасенова.
Антикоррупционные органы считают, что это поможет пресекать преступление до того, как госслужащий начнёт выполнять «услугу» за вознаграждение .
«Зарубежный опыт показывает: хотя судебных дел по таким эпизодам немного, сам факт наличия подобной статьи дисциплинирует общество, создавая культуру, при которой недопустимы даже разговоры о взятках .
Другая важная новация – создание публичного реестра коррупционеров. Планируется, что в открытый список будут вноситься данные о гражданах, осуждённых за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления . Такой «чёрный список» станет своего рода клеймом: исключить из него можно будет только после погашения судимости или оправдательного приговора,» – проинформировала эксперт.

Наша страна включилась в борьбу с коррупцией как с явлением 27 лет назад. В 1998 году Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве ввел в действие Закон «О борьбе с коррупцией» . Этот базовый документ закрепил понятие коррупции, принципы равенства всех перед законом и обязанности государственных органов бороться с этим злом.

Фактически уже тогда акцент был сделан на комплексный подход: не только наказать взяточника, но и устранить причины и условия коррупции. Закон 1998 г. ставил задачу защитить права граждан и национальную безопасность от угроз, исходящих от коррупции, путём предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия коррупционных правонарушений.

За прошедшие годы законодательство неоднократно дополнялось и ужесточалось. В Уголовном кодексе появились отдельные статьи за взяточничество. Ответственность несут как тот, кто берёт взятку, так и тот, кто её даёт (так называемые «пассивный» и «активный» подкуп). Наказание – крупные штрафы. В случае крупных размеров взятки – лишение свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.

Помимо взяток, уголовно наказуемыми являются злоупотребление должностными полномочиями, посредничество во взяточничестве, служебный подлог и другие коррупционные преступления . Отдельные нормы Закона «О борьбе с коррупцией», принятого в 1998 году, предусматривали также административную ответственность даже за мелкие правонарушения коррупционного характера.

В 2015 году Казахстан переработал свою правовую базу: прежний закон утратил силу и был заменён новым Законом «О противодействии коррупции» . Новая редакция учитывала изменившиеся реалии и международные стандарты. Были расширены списки субъектов ответственности (например, к лицам, приравненным к госслужащим, отнесли топ-менеджеров нацкомпаний и квазигоссектора), конкретизированы понятия прямой и косвенной выгоды, введены нормы комплаенса в государственных органах и компаниях. Также Законом были установлены пожизненные запреты на занятие должностей на госслужбе и в нацкомпаниях для лиц, осуждённых за коррупционные преступления, чтобы исключить повторное попадание во власть замешанных в коррупции чиновников.

Кроме того, принятым в 2015 году Законом значительно ужесточены санкции за коррупционные деяния для судей и силовиков, для осуждённых за тяжкие формы коррупции ликвидирована возможность условно-досрочного освобождения и возможность отбыть наказание за взятки в колониях минимальной безопасности. Это сделано, чтобы повысить неизбежность и тяжесть наказания.

Практика правоприменения показывает, что в 2018 –2020 гг. за коррупцию были осуждены свыше 3 000 человек, в том числе высокопоставленные чиновники– министры, акимы регионов и руководители нацкомпаний. Это свидетельствует не только о масштабности проблемы, но и о принципиальной позиции государства в ее решении.

Коррупция — это не только громкие расследования и увольнения высокопоставленных чиновников. В реальности она незримо пронизывает наш быт, провоцируя создание «серых» схем и злоупотреблений на самых разных уровнях жизни. Однако не менее важно осознать, что одними законами проблему не решить.

«Гораздо эффективнее долгий путь – выстраивание добропорядочного государственного аппарата и ответственности перед гражданами. На данном этапе стратегически выверенная комбинация мер – репрессивных, превентивных и образовательных – может стать для Казахстана переломной. Законодательная база уже близка к международным стандартам, дальше всё зависит от правоприменения и поддержки реформ обществом», – считает эксперт Института парламентаризма Алмагуль Хасенова.

Поэтому Президент страны Касым-Жомарт Токаев постоянно подчеркивает, что параллельно с законодательными инициативами нужны комплексные социально-экономические преобразования. Речь идет о реформе государственного управления – прозрачные бюджеты, децентрализация и сокращение бюрократии снижают возможности для коррупции. Также стоит вопрос укрепления независимости судов и правоохранительных органов – чтобы ни «телефонное право», ни кумовство не мешали наказать приближённых к власти нарушителей.

Важна работа с населением: формирование культуры нулевой толерантности к взяткам, когда давать их также стыдно, как брать. Когда честность станет выгоднее коррупции, тогда победа над последней будет делом решенным.