Главные тренды потребительского поведения казахстанцев презентовали в Алматы. Итоги исследований показывают, что в обществе закрепляются новые пищевые привычки: все больше людей смотрят на состав и качество продуктов, и предпочитают кушать вне дома.

Исследования поведенческих привычек жителей Казахстана для выявления трендов уже второй год подряд в маркетинговых целях проводит компания Mondelēz International совместно с агентством JD Expert. В этом году онлайн-опрос охватил респондентов из 22 городов нашей страны.

Исследование показало следующие тренды:

  1. Полное возвращение людей в офлайн-формат повлияло на распределение времени в течение дня, а также изменило соотношение трат. Казахстанцы обновляют социальные связи и коллективные формы досуга, сокращается личное время. Растет объем вынужденных трат – внешний вид, транспорт.
  2. Ощущение качества питания не имеет прямой связи с фактическим уровнем дохода. Оно гораздо сильнее завязано на социальных процессах, настроении, эмоциональном состоянии.

Именно эмоциональное ощущение удовлетворенности или дефицита (времени, денег, внимания, удовольствия) в потребительской психологии сегодняшнего дня является решающим для выбора конечным покупателем.

  • Растет значимость дружеского общения и взаимодействия во время еды. Тренд – перекусывать с друзьями, отвлекаясь от рабочих вопросов.
  • Формируется потребительский интерес в пользу проверенных и гарантированно полезных продуктов питания. Для казахстанцев становятся важнее такие факторы, как гарантия качества, рекомендации, доказательство свежести при приготовлении «при мне», авторитет производителя продуктов. Все больше людей смотрят на состав продуктов и изучают их пищевую ценность перед едой.
  • Тренд крупных городов: глобальный рост доставки еды и продуктов. В 2024 году доставкой пользуются уже 26% респондентов, против 16% в 2023 году.
  • Казахстанцы сократили выбор в пользу ближайшей торговой точки для покупки еды: 26% в 2024 году против 39% в 2023 году. Плановые покупки все больше конкурируют с сиюминутными.
  • Бытовое поведение покупателей сместилось в сторону организованных покупок, осуществляемых заранее, в том числе онлайн-доставок и даже объединения в покупках с коллегами. Что говорит о перераспределении времени в сторону более продуманной организации процесса питания и сокращении ситуативных перекусов.

Тем не менее, тренд на сокращение питания внутри дома растет.

  • Вынужденное сокращение импульсивного потребления и сиюминутных покупок компенсируется доступом к быстрым удовольствиям через яркие вкусы, эстетичные этикетки. Значимым в формате перекусов становится все, что позволяет побаловать себя, отвлечься от работы и стресса, успокоиться.
  • Шоколад возвращает позицию более социального продукта, становится способом проявить заботу, вежливость и даже уважение к другим людям. Более половины опрошенных потребителей ответили, что едят шоколад постоянно, раз в неделю или чаще.
  • Три тренда в принципах потребления: сокращение выбора традиционной кухни, рост актуальности европейского варианта перекуса, рост выбора продукции крупных производителей.

О компании:

Mondelēz International является одной из крупнейших снековых компаний в мире, работает более чем в 150 странах мира. Компания занимает 1-е место в мире по производству печенья (бисквитов и крекеров) и 2-е место по шоколаду. Компания находится в списке компаний Fortune 500 и листингуется на бирже NASDAQ.

Компания Mondelēz International предлагает потребителям продукцию таких известных брендов, как Oreo, Milka, Alpen Gold, Tuc, Dirol, Halls, Picnic, Toblerone, Барни и другие.