В последнее время в медиапространстве то и дело появляются различные провокационные вбросы об «исторической принадлежности Северного Казахстана». Мы оставим в стороне эмоциональную составляющую в этих спорах и обратимся напрямую к историческим фактам.
Территория современной Северо-Казахстанской области с древнейших времен была зоной расселения кочевых народов. В разные периоды одни племена приходили сюда, другие уходили. Из закрепившихся в регионе этнических компонентов и сложилось коренное население Северного Казахстана. Точка отсчета – Ботайская цивилизация (примерно, 6000 лет назад), представители которой первыми в истории человечества одомашнили лошадь. Абсолютно все места кочевок, стойбищ и некогда существовавших поселений имеют свои названия в казахском языке. Не является исключением и урочище, на котором ныне стоит город Петропавловск. С незапамятных времен оно именуется Кызылжар. Есть факты, которые указывают на то, что данное место было заселено задолго до появления в регионе российских колонизаторов.
Кунгурская летопись – один из самых уникальных документов по истории Сибири. Ее относят к 16 веку. Полностью она не сохранилась, но остались интересные фрагменты, которые содержат любопытные сведения. В частности, в летописи упоминается «град Красный Яр на реке Ишим», где кочевал Тогрул-хан (Он-хан) Кереит. Причем, судя по летописи, город (или поселение) существовал еще во времена Шынгыс-хана.
Например, можно прочесть следующее «Первоначальные сначала века цари бусурманские, именем Онсом-хан, кочуя по Ишиму и жившие на усть Ишима реки, град на Красном Яру Кызыл Тура…»
Примечательно, что описываются события 13 века. То есть, примерно, за 500 лет до колонизации края Российской империей.
В 16 веке в местности Кызыл-Жар, возможно, находились даже ханские ставки. Интересно отметить, что дочь правителя Казахского ханства Шигая, жена хана Кошыма, Сузге-ханым, родилась именно здесь. По крайней мере, об этом говорится в энциклопедии «Северо-Казахстанская область» (г. Петропавловск, 2003 год). В 17 веке акын, воин, полководец Кожаберген-жырау, автор патриотической песни «Елим-ай», создал дастан «Кызылжар». Так он называет местность на правом берегу Ишима. Современные российские и пророссийские «эксперты» любят говорить, что их предки пришли на «пустующие земли». Но это не так. Вот любопытный факт. В самом начале 18 века, регион впервые посещают российские военные топографы, которые насчитали на территории современной Северо-Казахстанской области 117 казахских аулов («Киргизское хозяйство в Акмолинской области», г. Санкт-Петербург, 1903 год.)
Вплоть до середины 18 века граница между Северным Казахстаном и Россией проходила на 100-200 километров севернее нынешних рубежей. Об этом свидетельствуют многочисленные российские документы того времени. В 1752 году, в период правления Елизаветы Петровны, российские власти самовольно передвинули границу южнее и начали строительство Новой (Горькой) линии. Ее главные предназначения – защита от кочевников Сибирского тракта (дороги из Центральной России в отдаленные районы Сибири), а также колонизация казахских земель. В тот период Казахское ханство вело длительную, кровопролитную, изнурительную войну с Джунгарией и ничего противопоставить России не могло. На Новой линии возвели, помимо прочего, 11 крепостей, в том числе и крепость святых Петра и Павла. Ленинградский историк А.И. Семенов в своем очерке «Петропавловск за 200 лет» в 1952 году писал: «На месте нынешнего Петропавловска находилось урочище Кызыл-Жар – излюбленное место казахских стойбищ». Вокруг крепости со временем разрослись поселения отставных военных. Рядом процветала «сатовка» («место меновой торговли с киргизами»). Крепость играла важную роль в колонизации исконных казахских земель. Российские военные не брезговали и прямым грабежом местного населения. У того же А.И. Семенова можно прочесть: «Печальную славу оставил о себе командующий Новой линией прибалтийский немец генерал-майор Девиц, прослуживший в Петропавловской крепости около 5 лет (1766-1771 г.) и успевший сделать немало злоупотреблений, о чем было известно и в столице. Девиц требовал от казахских феодалов подарков, обижал казахов-бедняков, отнимал у них лошадей, избивал тех казахов, которые давали взятки не ему лично, а его подчиненным. За один год Девиц подверг избиению 39 казахов и отнял у них 190 лошадей, кроме тех, которые были ему «добровольно подарены». В 1807 году крепость получила статус города, который стал называться Петропавловском.
В 19 веке в Петропавловске с Россией торговали не только казахи, но и представители других народов Центральной Азии. И они называли этот город Кызыл-Жаром. Венгерский путешественник Арминий Вамбери в своих заметках «Путешествие по Средней Азии» в 1864 году писал: «После Коканда заслуживает упоминания Ташкент, главный торговый центр ханства, где в настоящее время, как я слышал от многих людей, есть немало состоятельных купцов, ведущих значительную торговлю с Оренбургом и Кызыл-Джаром».
И вот в 20 веке впервые была сделана серьезная попытка избавиться от колониального, царского и религиозного названия города. 18 июля 1925 года за подписью Управделами Акмолинского губисполкома Н. Курочкина вышло постановление о переименовании г. Петропавловска в Кызыл-Жар. В нем, в частности, говорится: «В связи с тем, что городу присвоено наименование в честь святых Петра и Павла и это наименование, безусловно, не отвечает духу времени и, принимая во внимание значение города как губернского центра Казахской Республики, имеющее свое революционное прошлое, войти с ходатайством перед КазЦИКом о переименовании г.Петропавловска в г.Кызыл-Жар (в переводе на русский язык – «Красный Яр»). Интересно, что Казахский ЦИК своим постановлением от 19 сентября 1925 года поддержал данное решение. В числе доводов в пользу переименования приводился и такой неоспоримый факт: «Название «Кызыл-Жар» исстари установилось среди масс местного казахского населения». Между прочим, тогда же была выпущена карта республики, на которой был указан город Кызыл-Жар. Нет сомнений, что это название уже давно стало бы привычным для всех казахстанцев. Однако, той же осенью 1925 года Казахстан возглавил Филипп Голощекин, инициатор тотального геноцида казахов. Ему казахские названия на севере республики были не нужны.
С тех пор прошел почти целый век. Уже более 30 лет Казахстан является независимым государством. Однако, мы до сих пор не избавились от многих колониальных и идеологически устаревших названий населенных пунктов. И Петропавловск, пожалуй, самый яркий пример. Парадоксально, но на отечественной карте и по сей день сохраняется название военной крепости, воздвигнутой для последующей колонизации казахских земель.
Данияр Ишангали