Проект «Birgemiz: Sabaqtastyq» не первый год реализуется в Казахстане. Его суть в том, чтобы дети без попечения родителей и сироты, выйдя из стен своих учреждений, могли ориентироваться в жизни. И помогают им в этом старшие товарищи. О кухне внутри проекта редакции Biz.kz рассказала руководитель ОО “Попечительский совет организаций образования “QOLDAU” Фарида Сагындык.
– Сегодня в стране насчитывается около 80 организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В них воспитываются более 4000 тысяч ребят. И чаще всего они не социализированы и не готовы к жизни за пределами учреждения. Даже при наличии достойных педагогов и воспитателей ребенку сложно добиться необходимого индивидуального внимания. Эту проблему в Казахстане решают при помощи наставничества.
Наставничество, по большому счету, – один из самых эффективных способов помочь детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Через старшего товарища ребенок может по-настоящему обогатиться: он социализируется, учится взаимодействовать с миром, раскрывает свои способности, обретает уверенность в своих силах и в целом это положительно влияет на его общее развитие. Наставник – это как «старший друг», помогающий взрослеть.
– Расскажите о самом отборе, кто может стать наставником?
– Когда вы собираетесь стать наставником, нужно понимать, что ребёнок и так уже травмирован жизнью. И если человек не готов на постоянной основе общаться, то лучше вообще не сближаться. Также будущий наставник обязан подходить по формальным требованиям.
Сначала нужно собирать пакет документов, потом пройти тестирование, собеседование с психологом. Психолог дает свое заключение. Еще у нас есть карта наставника, на каждую – по три рецензента. И только пройдя все этапы, человек может приходить, общаться с детьми. Но чаще всего на практике могу сказать, что наставники – это люди не малознакомые, из числа окружения людей из попечительского совета. Уникальность нашего подхода в реализации проекта – это как раз привлечение попечительских советов организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Здесь же хотелось бы отметить, что прийти в наставничество с целью «присмотреться» для дальнейшего усыновления – не совсем правильная позиция. Есть определенные моменты – их называют негативной мотивацией, когда человек не может прийти в наставничество. Речь идёт о людях, которые хотят почувствовать какую-то значимость: «я важный, нужный». Наставник должен быть готов не строить глобальных планов по изменению всей жизни ребенка. Также не нужно идти в наставничество, если вами двигает желание «тренироваться» общению с детьми, реализовать свои родительские стремления и надежды, желание отвлечься от текущих трудных жизненных ситуаций либо переживаний в с связи с утратой близкого, неготовность поддерживать контакт с подопечным, чтобы не нанести повторную травму ребенку.
– Как проходит общение между взрослым и ребёнком?
– Социальные партнеры после обучения могут взять кого-то из детей или сразу группу под шефство. Отношения между ребёнком и наставником выстраиваются так, что ребёнок не воспринимает взрослых как потенциальных родителей. Мы позиционируем, чтобы взаимодействие воспринималось как встреча со страшим другом.
Дети так и называют взрослых, это наш наставник. В нашем попечительском совете есть мужчина, который очень часто приходит и организовывает для детей тренинги, мастер-классы, они его так и называют – «аға», «наставник». То есть у них сразу выстраивается структура.
Есть у нас те, кто берет воспитанников просто прогуляться, на выходные. Мы водим их в кино, мероприятия организовываем. Здесь тоже ремарку сделаю. Нужно понимать, что наставник – это не спонсорство. Бывает, дети путают эти понятия. Это зависит от того, как выстраиваются отношения с гостями.
– После того, как дети выходят из стен учреждений, дружба продолжается?
– Часто так и происходит. В этом году у нас реализовывала малый грант молодая женщина, профессиональный фотограф, у неё с мужем агентство. Один из выпускников заинтересовался работой фотографа. После уроков в колледже он с ними на съемки выезжал, и они его взяли к себе на работу, как наставники с ним контактируют.
В Уральске есть подобный случай. Две девочки с дизайнером одежды работают. После выпуска из детской деревни они хотят трудоустроиться к ней. Она водит их на показы мод. То есть у них очень тёплые отношения сложились. Примеров достаточно.
– Дети в подростковом возрасте часто ищут модели поведения, как не допустить излишнюю привязанность? Как это регулируется?
– В процессе обучения наставники проходят ряд тренингов, у них есть определенная программа, там полностью все этапы: как правильно взаимодействовать, выстраивать отношения, кто такой наставник, для чего он нужен, какие у него задачи, какие, возможно, будут проблемы, какие бывают конфликты, как можно разрешать их. То есть курс все в себя включает. А с детьми по этому вопросу работает психолог.
Но что хочется сказать. За помощью психолога обращаются и сами наставники. Хорошо, когда в процессе обучения взрослый понимает, что может не хватить сил, ответственности регулярно проводить встречи с детьми. А бывает и эмоциональное выгорание.
Вот смотрите, вы, например, что-то строите. Построили, увидели свой результат, воодушевились, пошли дальше. А в работе с ребёнком ты результат своих плодов можешь и не увидеть. Бывает иногда прогресс, а иногда он невидимый. И человек вроде делает все правильно, а результата нет. Поэтому, кто идёт в наставничество, должен осознавать, что больших изменений в жизнь ребенка можно и не внести.
Но наставник и не обязан этого делать. Главное – твой контакт, он все равно будет положительно сказываться на эмоциональном развитии ребенка. И сказаться это может и через много лет.
Меруерт Шакенова,
Biz.kz