Кто разрабатывает учебники для школьников и какие этапы экспертизы предшествуют моменту, когда книги ложатся на парту? Какие нарекания звучат от педагогов и родителей относительно содержания «математик» и «химий», и сколько должен весить учебник? На эти другие вопросы редакции Biz.kz ответил директор Республиканского научно-практического центра экспертизы содержания образования Елдос Болатханулы.
– В следующем году мы празднуем 18-летие, – напоминает собеседник. – До этого разработка осуществлялась силами подведомственной организации министерства образования и науки, а именно на базе Национальной академии образования имени Алтынсарина. Но этого было недостаточно, все это понимали, и с учетом международного опыта решили, что необходимо, во-первых, передавать разработку учебников и сопровождающих их книг в конкурентную среду. В 2004 году МОН принял решение, что учебники будут разрабатываться в конкурентной среде, и по каждому предмету будут допускаться до пяти альтернативных учебников. На сегодняшний день в Казахстане имеется порядка 40 издательств, из них у чуть больше 20 учебные издания входят в официальный перечень Министерства просвещения.
– Какие этапы проходит учебник, перед тем как попасть в руки школьнику?
– Всего пять этапов. Первые два называются первичная и вторичная научно-педагогическая экспертиза, затем – апробация. Апробация предназначена для новых книг. Мы направляем макеты в школы для того, чтобы учителя-практики могли взглянуть, выразить свою точку зрения, а также посмотреть, как ее воспринимают ученики. Затем идёт общественное обсуждение. В это время мы обращаемся к ассоциации учителей-предметников, чтобы они свою точку зрения выразили, при необходимости проводим совещания. И в завершении ещё проходит предметная экспертная комиссия. Туда приглашаются специалисты, которые не принимали участие в научно-педагогической экспертизе. Они принимают окончательное решение. То есть это такой многоступенчатый процесс. На первых двух этапах работает группа, состоящая из одного ученого в предметной области и двух учителей-практиков с квалификационной категорией не ниже «педагога-исследователя», прошедшего у нас обучающий курс. Они оценивают качество учебных изданий по определенным требованиям к структуре и содержанию учебников и УМК.
– Как формируется учебная программа?
– В прошлом году были утверждены требования к учебникам, но это не означает, что до этого требований не существовало. Они были, но не были утверждены приказом Министерством просвещения. Это был наш документ, согласованный с министерством.
Вообще, учебниковедение – это сфера, которая находится на стыке нескольких наук. Это предметная наука, педагогика, психология и книгоиздание. И в последнее время в связи с тем, что появляются электронные издания, к пограничным с учебниками областям можно отнести IT-сферу и языкознание. То есть все это определённым образом влияет на учебник. Можно сказать, что обучающая книга – это зеркало общества в плане развития тех сфер, которые я перечислил.
И сегодня это одна из наиболее читаемых книг. Их использует несколько миллионов учеников, несколько сотен тысяч педагогов, родители. Соответственно, к ним приковано особое внимание. Учебников на сегодняшний день более 700 по всем предметам, в том числе альтернативные.
В таких условиях, естественно, критика будет. В 2013-2015 годы в РК были кардинально пересмотрены все типовые учебные программы по предметам, с 2016-2020 годы были массово внедрены новые учебники по новым программам.
Мы отошли от старой системы и поняли, что нам необходимо работать над тем, чтобы дети умели не только воспроизводить какую-то информацию, но и использовать ее в реальной жизни. Потому что все-таки основная цель обучения заключается в том, чтобы ребёнок, когда закончил школу, мог дальше строить свою жизнь и социализироваться.
Поэтому произошли кардинальные изменения. В 2016 году начали переходить на новые учебники с абсолютно новыми идеями. А эти идеи не только обществом были приняты неоднозначно, но и специалистами. Потому что прежняя практика была заточена на традиционную систему обучения. Необходимо было переходить на современную философию, или конструктивное обучение. В этих условиях и программы, и учебники подвергались критике.
– Отслеживаете ли вы, насколько справедливо звучит критика и проводится ли работа над ошибками?
– Когда я приступил к этой работе, озадачился вопросом, действительно ли та критика, которая высказывается, справедлива. Ведь люди часто ностальгируют по советской системе. И мы решили провести анализ жалоб по тем учебникам, которые были изданы с 2016 по 2020 годы. Проанализировали замечания, сколько их было, подтвердились ли они. По нашим данным, 18% обращений были письменными, а 82% критики высказывалась через соцсети. Так вот, из всех замечаний 74,6% не подтвердились.
И первая причина – 31,3% – субъективное мнение автора критики: «я так считаю», «мне кажется, так не стоило и так далее».
Второе – 20,9% – это неинформированность об учебной программе предмета. То есть говорят о том, что это не надо было включать, но авторы учебников и издательства не могут не включать, так как это входит в обязательные требования. Затем – порядка 12% – несоответствие действительности, или фейк. Что-то выдуманное, растиражированное. Вплоть до того, что книги не казахстанские, а зарубежные.
И 10,4% – непонимание методики. Авторы поста зачастую не учителя, не эксперты в области учебниковедения, а активные граждане. Методику не всегда понимают.
Тем не менее, мы не отрицаем, что определённые огрехи в учебниках все же встречаются. Из подтвердившихся 25,4%, по нашим подсчетам, 17,9% – это технические ошибки. Бывают фактологические ошибки, но их меньше. Порядка 6%, встречаются. И 1,5% – это ошибки перевода. То есть анализ показывает, что качество учебников улучшается. Как с точки зрения полиграфического исполнения, так и с точки зрения содержания.
У нас из 20 издательств 4 – наиболее крупные. На их долю приходится 70% наименований учебников.
– Не раз в обществе поднимались вопросы по поводу тяжёлых рюкзаков, что планируете делать с данной проблемой?
– Мало кто знает, что после того, как книги проходят государственную экспертизу по содержанию, они ещё проходят санитарно-эпидемиологическую проверку: соответствие учебников гигиеническим требованиям, по шрифтам, бумаге, цветам, весу. На сегодняшний день все учебники соответствуют гигиеническим нормативам. Любой учебник начальных классов не превышает 300 грамм.
Нормативы выдержаны, но проблема школьных рюкзаков остаётся. Это подстегивает нас, в рамках выполнения поручений Главы государства на то, чтобы развивать ещё и цифровой контент. Последние года три на сайте Минобразования РК доступны для скачивания электронные копии учебников. Также хотелось бы сказать, что вопросы по использованию портативных компьютеров в учебном процессе еще обсуждаются, и в скором времени будут предоставлены официальные сведения.
Меруерт Шакенова,
Biz.kz