Нартуган – один из наиболее древних праздников кочевых тюркских народов, насчитывающий несколько тысяч лет. Его встреча приходится на время зимнего солнцестояния – с 21 по 25 декабря.
Историки считают, что праздник сохранил память людей об эпохе оледенения северного полушария Земли. Праздник вырос из культа Солнца и перевести его можно как Рождение Солнца (Нур/Нар – свет, солнце, туган – рожденный), что символизирует победу сил света и добра над тьмой и злом. Чтобы не случилось катастрофы конфликтующих сил, номады в эти дни совершали специальные обряды-ритуалы жертвоприношения, задабривая силы природы во имя гармонии и баланса.
А празднование Нового года весной, 22 марта, уходит корнями в зороастризм. Наурыз достался нам в наследство от ирано-персидской культуры, ведь кочевые народы были тенгрианцами. Предки казахов были тесно связаны с природой. Суровые климатические условия Степи обязывали номадов считаться с силами природы. Кочуя каждый сезон со стадами на новые пастбища, люди внимательно наблюдали за небом, за изменением погоды, систематизировали знания, чтобы научиться, и если не управлять, то хотя бы сверяться с мощными стихиями.
Что любопытно, этот праздник есть у многих народов, но с другими названиями. Турки, татары, башкиры, удмурты называют его Нардуган, чуваши Нартукэн, эрзя – Нардава. Кельты именуют его Альбан Артан, скандинавские страны Йоль (Рождество), а у славян это Карачун. В этот день было принято жечь костры, готовить круглые блюда, петь, танцевать, надевать маски и шубы наизнанку (у венгров), украшать звездочками и цветными лентами священное древо жизни или столб, танцевать вокруг него и распевать куплеты с алгыс – добрыми пожеланиями.
Серик Ергали, культуролог (Астана):
– Зима для древних тюрков была сезоном умирания, ее сравнивали со стареющей, дряхлой коровой. Год, умирая зимой, перерождался весной, олицетворением чего был праздник Наурыз, символ перерождения всей природы. Тенгри считался Верховным богом, благодаря которому восходит Солнце и мир наполняется светом. Силой, создающей баланс между Добром и Злом, Светом и Тьмой. Раз в год Солнце словно умирало и вновь воскресало. Это закономерность, баланс Света и Тьмы. Без света нет тьмы и наоборот. Поэтому вечность не существует без череды смерти и воскрешения; это смена и есть дыхание вечности. Жизнь рассматривалась как итог взаимодействия противоборствующих субстанций – Добра и Зла. Жизнь длиной в сутки олицетворяла борьбу дня и ночи, Солнца с Луной. День зимнего солнцестояния – это астрономический факт, тюрки внесли в него свое космогоническое мировоззрение о том, что Солнце умирает и перерождается вновь после самой длинной ночи в году – с 21 на 22 декабря. Наши предки обращались к Солнцу по имени Тенгри (Сын Неба). В доисламский период солнце у тюрков называлось нар, в монгольском оно до сих пор так и зовется. Отсюда возник древний праздник Нартуган, что означало «вновь рожденное Солнце». Сегодня у современных казахов из тех времен осталась традиция согым басы – забоя крупного скота на зиму. Мясо разделывают на 12 частей и часть его раздают. А в корне бытовой традиции лежит космогонический ритуал жертвоприношения, связанный с поклонением Солнцу. Число двенадцать указывает на зодиак, признак календаря вавилоно-шумерского периода. Когда целое разделывают, это как символ расщепления, смерти «целого».
Новое рождение воскресшего Солнца выпадает по современному календарю на 25 декабря. После темной ночи через три дня следует праздник Нартуган. А у финно-угорских народов есть праздник Шорыкйол – новый год. В эту ночь молодежь играет в игру сокыр тага (слепой баран). У казахов эта же игра называется соқыртеке – слепой козел. Игры имеют один корень, в древности это были ритуальные игры в ночь без света, сейчас бы это называли трансформационной игрой, меняющей негативное в позитивное.
У поляков все еще есть праздник Красного яйца. Яйцо означало вновь родившегося младенца. Новое, молодое начало изображают красным цветом, это общее понятие у многих народов. Красный олицетворяет свежую энергию. На казахском языке қызыл шақа – это красный ребенок. Вновь рожденное Солнце в древности тоже считали ребенком, и в честь него окрашивали блюда в красный цвет. Например, казахские бауырсаки пекли с красноватым оттенком, на торжествах и тоях их радостно разбрасывали прямо на дастархане, что означало распространение солнечного света. Слово шақ/сақ на казахском означает частичку времени, светлого дня, бауыр – это брат, отсюда название баурсақ. В древности эта еда была символом братьев-лучиков Солнца. А в трудные моменты пекли лунообразные семь лепешек шельпеки. Можно утверждать, что бауырсаки изначально пекли в Нартуган, как ритуальное блюдо. Казахи по сей день именуют благие лучи нур, раньше его произносили как нар. Еще мы знаем нур как арабское слово, означающее солнечный свет и духовное проявление истины. Знания в течение сотни веков практически не изменились, только интерпретируем мы их по-разному, а суть та же.
Как бы ни было, 25 декабря – это праздник Нартуган. В Европе его именуют Рождеством, связывая день с рождением пророка Исы (Иисуса). Но не зря же говорят, всё новое, это – забытое старое. Этот праздник должен нас объединять, а не разъединять, ведь в нем есть общие корни, связующие нас. И это то, чего нам всем сегодня не хватает.
Психолог Татьяна Остапенко планирует провести празднование Нартуган, тюркского Нового года 25 декабря в Алматы:
– Лет восемь назад я вела кельтские женские практики в Колесе года. В отличие от славянских и тюркских народов кельты лучше сохранили описание своих древних традиций. Исследуя вопрос, стала замечать, что даты праздников у всех нас совпадают: что Рождество, что Наурыз, что славянская Громница. Сделала даже таблицу большую, сравнила европейские, кельтские, казахские, тюркские и славянские праздники. И отдельную таблицу христианских и исламских праздников. Поразило, что все они совпадали день в день! Когда прописала идеи, заложенные в них, выяснилось, что и празднуем мы одно и то же. Смысл один, лишь названия различаются. Как в поговорке «Бог един, провайдеры разные».
Если на Нартуган мы жжем костры, очищаемся огнем, наводим порядок в доме, едим белую пищу, готовим круглый хлеб бауырсаки, шельпеки, то славяне в это же время пекут круглые блины. Самая длинная ночь и у тюрков, и у славян зовется Каратун/Карачун. У славян Карачуна еще с Кощеем Бессмертным сравнивают.
Всегда интересовалась этнографией, отсюда выросло празднование Нартугана 25 декабря. Моя семья, это уже шестое поколение русских в Казахстане, а папа и зять у меня казахи, мы все тут давно уже переплетены, было бы странно не отмечать все эти праздники, я их даже не разделяю про себя. Мы так же печем семь лепешек шельпек в честь жети ата бабалар, как и блины в честь славянских предков. Не задумывалась о том, что возрождаю праздник, я уже восемь лет живу по этому колесу-календарю, учитывающему циклы и ритмы природы. Нам, наивным, кажется, что мы, люди, стали супер-боги почти, что мы подчинили себе природу, а на деле мы настолько малая частица в сравнении с матерью-природой! Да при желании она нас перемелет так, что мы и охнуть не успеем! Когда мы живем в этом колесе, отмечая природные праздники, понимая, что они несут в себе, то и состояние наше внутри меняется. И мы включаемся, понимая, о чем каждый из циклов, как в них жить, какие у них задачи. В этом году мы впервые заявили о себе громко на публику, хотя праздновали уже лет семь в своем узком кругу. Иногда выкладывали сториз в Инстаграм и люди спрашивали, а можно с вами? Вот мы и решились отпраздновать его сообща.
Мы и сами живем по Колесу, в единении с природой, и показываем другим, насколько это удобно, правильно и легко, когда не противопоставляешь себя природе. Сейчас время возвращения к корням, всем нам важно понимать, кто мы, откуда, какие традиции несем, какие коды зашиты в нашей крови? Кровь – это сильно, сейчас она бурлит и просыпается у всех. Мы расцветаем, когда объединяемся друг с другом. Верю, чем больше людей поймет, как важно нести мир изнутри в мир внешний, тем сильнее будет общий мир, а он нам нужен всем, остро. «Спаси себя сам и вокруг тебя спасутся тысячи», помните фразу из Библии? В психотерапии тоже считается, что если ты стабильный и уравновешенный, то в твоем уравновешенном поле выравниваются автоматически души десятерых как минимум. Они чувствуют себя уютно, комфортно рядом с тобой. И в свою очередь несут это ровное состояние другим десяти. Такая вот пирамида условная. Отмечая Нартуган, нам бы очень хотелось запустить эту пирамиду добра, света и духовности. Мы будем приветствовать силу Солнца и Огня, чтобы свет проснулся в душе каждого. И чтобы каждый, кто проснется с нами, мог передать эту цепочку добра дальше.
Почему мы мешаем казахские и славянские традиции, почему Нартуган совпал с католическим Рождеством? Это ведь не простое совпадение, что в одни и те же даты мы празднуем одни и те же праздники с одним смыслом. Это астрономические праздники, привязанные к определенному времени: дни осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Каратун – это самая длинная ночь, предки верили, что в эту ночь ходит много нечисти. Наутро рождается Новое Солнце, но оно еще маленькое, слабенькое и первые три дня идет война между Добром и Злом. Но побеждает всегда Свет, уже тысячи лет. Через три дня день становится на несколько минут дольше ночи, как только люди это замечали, они праздновали Нартуган. Победу Света, Солнца и Огня над Тьмой и нечистью. Славяне также праздновали Карачун, а потом, с 24 на 25 декабря Коляду, он был богом Солнца, в него славяне вкладывали тот же смысл: рождение нового Солнца, нового Бога, который будет всех защищать.
Альжан Кусаинова,
Biz.kz