В РК рассматривают возможность введения дополнительных штрафов в отношении бизнесменов за некачественное обслуживание клиентов в случае, если дело дойдёт со суда. Такая норма предусматривается в новом законопроекте по защите прав потребителей. Некоторые предприниматели уже выразили своё несогласие с дополнительными поборами.
Редакция Biz.kz побеседовала с юристом Айнур Кайдаровой о том, от чего приходится защищать казахстанский бизнес сегодня.
– Вопросы партнёрства с государством ставятся в связи с новшеством под большой вопрос. Есть проекты государственного-частного партнёрства, есть закон. Но, тем не менее, как показывает практика, государство не готово работать со своим бизнесом, говорит она.
– Какой бизнес страдает больше всего?
– Проблемы есть везде: и в крупном, и в среднем, и в малом звене. Они идентичны – неготовность государственных служащих брать на себя ответственность и решать те или иные вопросы. Они все работают с оглядкой на кого-то, «нас тут не было тогда, были другие министры, вице-министры», все в таком ключе.
– Что нужно для улучшения ситуации?
– Нужно усиливать ответственность чиновников с точки зрения борьбы с коррупцией, потому что пока в Антикоррупционной службе борются только со взяточничеством. Во всем остальном тяжело идёт. Нет аналитического мышления, глубокого анализа. Плюс есть механизмы, которые помогают держать власть именно по уголовным правонарушениям в руках прокуратуры. Это трёхзвенная система, которую ввели 2-3 года назад. И теперь у нас все решает надзорный орган. Причём на практике, сколько я сталкивалась, проводится все не официально, а путём звонков.
Очень много проблем со стороны органов государственных доходов: налоговиков, таможенников. Когда на ровном месте средства изыскиваются повально – они уже вмешиваются в предпринимательскую деятельность, признавая сделки между предпринимателями недействительными по надуманным основаниям. Делают в большинстве случаев в одной упряжке с подразделением экономических расследований. У нас в законе раньше была статья в уголовном кодексе – «Лжепредпринимательство». Наши законодатели убрали лжепредпринимательство, а все остальное оставили. И люди работают по старинке, имеют в виду лжепредпринимательство, двигаются в эту сторону, но статьи нет, и они начинают признавать сделки недействительными, чтобы привязать предпринимателя. Регистрацию, перерегистрацию юрлица начинают признавать. Кстати, признание перерегистрации юридического лица недействительным вообще законом не предусмотрено, просто такое понятие отсутствует. Бизнес вести в Казахстане сложно, и не даёт его вести именно чиновничья среда.
– На тендеры много жалоб?
– И с тендерами, и с госзаданием одна и та же песня из года в год. И как бы не проводилась автоматизация, вопросы остаются на прежнем уровне.
У нас есть кейс, где подписали акты выполненных работ, вдруг приходит новое руководство, начинает обвинять компанию, что она чего-то не выполнила, пытается вернуть деньги. Ставят вопрос о признании недобросовестным поставщиком. Это крест на бизнесе.
– Сейчас часто поднимают вопрос о закредитованности населения…
– Непонятные процентные ставки на кредиты, во всем мире не существует таких. Любой банк, коллектор, просто идут и забирают имущество. Но бизнес – всегда сфера риска. И никто не может при выдаче кредита сказать стопроцентно, что у тебя будет успешный бизнес. Однако почему-то банки, выдав деньги, дальше не работают в рамках гражданско-правовых отношений. А вопрос можно всегда урегулировать. Но они предпочитают отнять большие бизнес-центры, объекты производственные. Однозначно требования к предпринимателям надо смягчать.
– Как вы смотрите на вопрос международного участия РК в бизнес-процессах?
– Есть очень серьезный момент международного масштаба. Вы знаете, что мы члены ЕАЭС. И наши чиновники порой едут неподготовленные и подписываются под документами, которые нежелательны, не согласованные с бизнесом. Это была ситуация с производителями, когда отказались от всех льгот и преференций, загнали собственных производителей в кабалу, а для тех, кто был зарегистрирован до 1 января 2017 года, вроде сохранили, но тоже лучше жизнь не стала. Нет стратегических вещей, приверженности развития национальной экономики, отраслей. Постоянно идёт руководство какими-то потусторонними интересами, в основном, в рамках ЕАЭС это был интерес России.
Это и маркировка, соглашения о свободных складах. Я считаю, что в рамках ЕАЭС все надо пересматривать, и лично мое мнение, как юриста, что нам не совсем уже сегодня их условия подходят. Если мы говорим и двигаемся по линии развития отечественного производства и в целом, развития экономики, я думаю, какие-то моменты надо менять кардинально. Начать с законодательной базы, и когда интересы государства должны быть в приоритете.
Меруерт Шакенова,
Biz.kz