Прославленная казахстанская конькобежка, бронзовый призёр Олимпийских игр 1998 года, серебряный призёр чемпионата мира 1995 года в классическом многоборье, двукратный чемпион зимних Азиатских игр, участница четырех Олимпиад в интервью порталу Biz.kz рассуждает о том, с чем связаны неудачи отечественных спортсменов на недавних Зимних играх в Пекине, системе подготовки атлетов и коррупции, которая тормозит прогресс отечественного спорта.

– Людмила Вячеславовна, логично будет начать нашу беседу с подведения итогов выступления казахстанцев на зимней Олимпиаде в Пекине. Можно ли называть его провальным?

– «Провальным» назвать, конечно, и можно, так как все наши сборные по зимним видам тренировались за пределами страны и при этом были выдержаны все планы главных тренеров. Но также хочу отметить и тот факт, что в нашей стране очень слабая инфраструктура для зимних видов спорта, а там, где она есть – это очень дорогое удовольствие для тренировок молодого поколения. Она малодоступна или практически недоступна. А ведь нам нужно вырастить достойную смену возрастным спортсменам, а готовить молодежь, к сожалению, негде.

Поэтому сказать категорично, что олимпиада для Казахстана провальная я не могу. Конечно, мы связывали свои надежды с опытными уже спортсменами, но у нас стало традицией: главное – количество стартов у спортсменов, а не качество.

– И все-таки, с чем, на ваш взгляд, связано то, что Казахстан очень редко попадает в число призеров на зимней Олимпиаде? У нас ведь есть славные традиции в лыжном спорте, коньках, по фигурному катанию блистали покойный Денис Тен и Элизабет Турсунбаева…

– Это, на мой взгляд, связано с тем, что у нас низкий уровень тренерского потенциала, наши тренеры иногда не могут заставить бежать своих спортсменов, у спортсменов нет стимулов бегать, так как простой наш спортсмен в национальной сборной получает уже огромные деньги, контракты, и ему этого достаточно, главное, чтобы он остался ещё на год в сборной, любой ценой.

– Есть мнение, что существуют «казахские» виды спорта: бокс, борьба, штанга. Может, зимние дисциплины не подвластным нам?

– Не могу согласиться с таким мнением. «Неказахских» видов спорта не существует. У нас отличная сейчас молодежь подросла, и ребята есть коренной национальности, и они являются рекордсменами страны в своих возрастных категориях. Это точно отпадает, главная задача тренера – заинтересовать и полюбить выбранный вид спорта.

– Насколько популярны зимние виды в Казахстане, особенно в регионах? Вы ведь тренируете спортсменов у себя в Павлодаре?

– Популярность вида спорта полностью зависит от спортивных баз в регионах и от работы тренера, да, у нас нет своего конькобежного ледового стадиона, но мы смогли заинтересовать детей и мотивируем их сами, чтобы спортсмен добежал до уровня национальной сборной. У нас в Павлодаре есть фристайл-акробатика и есть дети, которые желают заниматься этим видом спорта, но совсем нет условий для них и все держится чисто на тренерском энтузиазме.

– Может, дело в отсутствии сильного тренерского состава? Нужно ли привлекать иностранных специалистов для подготовки спортсменов?

– Мы уже много раз привлекали иностранных тренеров и сейчас есть такие тренеры, но почему-то к нам приглашают не самых лучших. Говорю только сейчас о своём виде – конькобежном спорте. У нас начинал работу россиянин Сергей Клевченя, призер Олимпиады, но ему не дали работать нормально и его в итоге убрали. Кто и почему это сделал? А сейчас Сергей работает в России, у себя на родине, и готовит олимпийских чемпионов в спринте! А у нас тогда остался наш соотечественник Вадим Саютин. И вот наши результаты: ни одной олимпийской медали за весь период работы Вадима, а ведь он прошёл с нашей сборной не один олимпийский цикл. Наши тренеры почему-то не могут применять все увиденное уже на своём опыте.

– Каково состояние детского спорта, на ваш взгляд, в Казахстане?

– Детский спорт на совсем низком уровне, потому что также отсутствуют хорошие тренерские кадры. Сейчас для всех главное – зарплата и никто не хочет понимать, что зарплата тренера будет расти пропорционально его работе. Есть тренеры, которые просто работают за зарплату, не вкладывая ничего в спортсменов. У нас в городе в фигурном катании есть тренер, но кроме того, что она все время жалуется на то, что нет льда, результатов работы нет, хотя стаж работы более 10 лет у неё. Сейчас у нас две ледовые коробки и часовой нагрузки стало предостаточно, но и здесь она попросила не ставить ей три раза в день лёд, это якобы много, хотя по тарификации она получает зарплату за три группы и, естественно, должна отрабатывать отдельно с каждой группой. Это как пример нашего тренерского потенциала. Как говорится, кто к чему стремится.

Начинать все изменения нужно с детской спортивной школы, потому что здесь закладываются все знания и желание достигать успеха. Искоренить воровство в ДЮСШ и так далее, потом в школах высшего спортивного мастерства в регионах и вверх по рангу! Ведь средств выделяется очень много, просто эти средства не всегда доходят до детей.

У нас в Павлодаре, например, до сих пор родители биатлонистов не могут выяснить, кто расписывался за их детей в ведомостях на питание и суточные, потому что все скрывают от родителей. Во всех спортивных органах идут откаты за выезды на учебно-тренировочные сборы. Это сто процентов!

Беседовал

Елтай Давленов,

Biz.kz